Вестник Кавказа

Что в арабских странах думают о "сделке века"

Аль-Джазира
Что в арабских странах думают о "сделке века"

На этой неделе президент США Трамп в ходе встречи в Белом доме с премьер-министром Израиля Нетаньяху обнародовал политическую часть. "сделки века" -  разработанного американской -администрацией плана урегулирования палестино-израильского конфликта. 181-страничный документ предусматривает территориальные размены, в результате которых под суверенитет Израиля должны перейти некоторые районы Западного берега реки Иордан, а палестинцам – участки пустыни в районе египетской границы. Предлагаются решения и других фундаментальных вопросов окончательного статуса. Таких, к примеру, как Иерусалим, беженцы и так далее. Глава Палестинской автономии Махмуд Аббас уже охарактеризовал предложенную Трампом "сделку" как неприемлемую, назвав ее попыткой лишить палестинцев их исторического права на самоопределение и полноценную государственность.

Между тем, различные позиции арабских государств в отношении ближневосточного плана Трампа не стали неожиданностью, поскольку главная причина поддержки, явной или скрытой, состоит в стремлении гарантировать защиту Вашингтона против общего регионального соперника - Ирана. К такому мнению приходит "Аль-Джазира" в материале Why are Arab states 'divided' in the face of Trump's plan?

По мнению авторов материала, отсутствие единства среди арабских стран свидетельствует об их неспособности уделять приоритетное внимание бедственному положению палестинского народа на фоне внутренних экономических проблем и политических расчетов администрации Трампа.

Отсутствие единого решительного отказа от плана Трампа, представленного во вторник, также свидетельствует о готовности ряда арабских государств нормализовать отношения с Израилем.

”Противостояние между США и Ираном в январе убедило некоторые страны Персидского залива в том, что Вашингтон является их единственным защитником, - сказал в интервью ”Аль-Джазире” палестинский писатель и журналист Рамзи Баруд. - Часть арабов полностью отвернулись от Палестины и примкнула к Израилю, чтобы противостоять воображаемой иранской угрозе”.

Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Бахрейн, которые традиционно выступали на стороне палестинцев в последние годы сблизились с Израилем, считая Иран большей региональной угрозой.

”Как я понимаю, был реализован подход ”враг моего врага - мой друг”, - сказала Диана Бутту, аналитик и бывший юрисконсульт палестинских участников мирных переговоров. - План не должен был касаться Ирана или его нейтрализации. И теперь все решается за счет палестинцев”.

Состояние морального разложения

Трамп представил предложение произраильской аудитории в Белом доме вместе с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Среди присутствовавших на торжественном мероприятии были послы Бахрейна, ОАЭ и Омана. Маскат, который традиционно придерживается нейтральной внешней политики, неожиданным образом приветствовал Нетаньяху в 2018 году в ходе первого визита израильского лидера в Оман за последние два десятилетия.

Саудовская Аравия заявила, что ценит усилия Трампа и призвала к прямым израильско-палестинским переговорам.

Посол ОАЭ в Вашингтоне Юсеф аль-Отаиба сказал, что план ”представляет собой важную отправную точку для возвращения к переговорам в рамках международных отношений под руководством США”. 

Египет призвал ”тщательно изучить видение США”.

Иордания предостерегла от ”аннексии палестинских земель”. Амман является хранителем третьей святыни ислама, комплекса мечети Эль-Акса в оккупированном Восточном Иерусалиме.

Хотя некоторые из этих стран всегда выступали против растущего влияния Ирана в регионе, в прошлом они занимали более жесткие позиции в отношении политики Израиля в Палестине. С момента вступления в должность 20 января 2017 года Трамп стал ярым сторонником антипалестинской политики Израиля и Нетаньяху, которая включает ряд мер, подвергнутых критике за расизм и дискриминацию. В частности, спорное признание Трампом Иерусалима столицей Израиля и перемещение посольства в 2018 году были осуждены арабскими лидерами. В свою очередь палестинские лидеры, считающие Восточный Иерусалим столицей своего будущего государства, заявили, что США больше не могут выступать в качестве честного посредника на переговорах. 

Администрация Трампа также сообщила, что больше не считает израильские поселения на оккупированном Западном берегу и в Восточном Иерусалиме незаконными, таким образом изменив десятилетнюю американскую политику. Это решение было раскритиковано как палестинцами, так и правозащитными группами.  Вашингтон также закрыл представительства Организации освобождения Палестины (ООП) в Вашингтоне из-за отказа Палестинской администрации вступить в переговоры с Израилем под руководством США.

Вышеуказанные действия против палестинского народа и его руководства привели к тому, что некоторые арабские страны открыто осудили американо-израильскую политику как нарушающую международное право, особенно решение о статусе Иерусалима и переносе посольства США из Тель-Авива.

”Думаю, что символизм в отношении Иерусалима не дает возможности странам-клиентам США идти против своей общественности, - сказал Сэм Хуссейни, директор вашингтонского Института общественной достоверности. - От палестинцев как от народа легче отказаться”.

По мнению Баруда, отказ от палестинского народа путем одобрения плана Трампа отражает ”состояние морального разложения и разобщенности арабских политиков”.

”С одной стороны, они стыдливо пытаются оказать поддержку палестинцам, но, с другой стороны, они не хотят оказаться в политической конфронтации с Вашингтоном и его союзниками”, - сказал он.

Между тем, арабские страны не хотят вступать в борьбу с США. В отсутствие инициативы со стороны уполномоченной Лиги арабских государств отдельные арабские государства отдают приоритет своей собственной повестке дня, потребностям, региональным чаяниям и амбициям.

Жесткое ”нет” в адрес  администрации США приведет к последствиям, с которыми не хотят сталкиваться многие арабские государства.

Зависимость от США

Предложение Трампа отодвигает на второй план палестинцев и является нарушением резолюции 242 СБ ООН, которая призывает Израиль вывести свои силы с территорий, оккупированных в ходе шестидневной войны, а также вернуть беженцев.

План предусматривает аннексию крупных участков оккупированного Западного берега, включая незаконные поселения и долину реки Иордан, в результате чего Израиль получит постоянную восточную границу вдоль реки Иордан.

Чтобы противостоять плану, арабские государства должны оперативно придумать ”альтернативный и подробный план и соответствующее видение его осуществления.

Они могли бы руководить процессом реформирования институтов глобального управления и инвестировать в международные механизмы и нормы, чтобы укрепить их перед лицом постоянных американо-израильских нарушений. 

Но большинство арабских государств оказалось в ловушке циклов ”фрагментации, поляризации и слабости” и, что наиболее важно, ”зависимости от администрации США”.

В то время как некоторые страны зависят от США политически, другие государства, например, Иордания и Египет, также зависят от американского финансирования, будучи одними из главных получателей помощи Вашингтона.

С 1979 года Египет получает помощь в объеме $1,6 млрд в год, большая часть которой расходуется на вооруженные силы. Финансирование США было ненадолго приостановлено во время администрации президента Барака Обамы после военного переворота в 2012 году.

Амман и Каир, близкие союзники США и единственные арабские страны, имеющие дипломатические отношения с Израилем, кажутся экономически слишком хрупкими, чтобы противостоять американо-израильской политике в регионе.

”Говорить об арабской политической власти и потенциальном единстве для защиты прав палестинцев совершенно неуместно, учитывая нынешние политические реалии, - отметил Баруд. - Права палестинского народа и, откровенно говоря, права арабского народа не имеют ни малейшего значения в политической арабской повестке дня на данный момент”.

11765 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ