Вестник Кавказа

Борьба за власть в Армении спутала ее внешнюю политику

Eurasia Review

Военное поражение во второй карабахской войне спровоцировало серьезный политический кризис в Армении. Люди, постоянно дезинформируемые правительством о реальной ситуации на линии фронта во время войны, считали, что их армия контролирует ситуацию. Внезапная капитуляция в ночь на 10 ноября стала большим потрясением для народа. Люди вышли на улицы, призывая к отставке премьер-министра Никола Пашиняна.

Доктор Васиф Гусейнов, старший советник бакинского Центра анализа международных отношений в материале What Do Armenia’s Internal Power Struggles Say About Its Foreign Policy? для Eurasia Review пишет, что некоторые высокопоставленные члены правительства, в том числе министр иностранных дел Зограб Мнацаканян и министр обороны Давид Тоноян, ушли со своих постов. В телеобращении к народу 16 ноября президент Армении Армен Саркисян, который ранее заявлял, что мирное соглашение не обсуждалось с ним заранее, призвал к досрочным парламентским выборам, заявив, что они необходимы для разрешения политического кризиса, спровоцированного войной.

С тех пор количество и разнообразие деятелей, призывающих к отставке премьер-министра, растет. Лидеры и члены предыдущих правительств Армении находятся на передовой, протестуя против правительства и утверждая, что его смена - единственный способ для Армении преодолеть унизительное военное поражение и открыть новую главу. Многие из этих активистов, в том числе эксперты, деятели культуры и представители местных властей, обвиняют Пашиняна в измене и ”продаже” Карабаха Азербайджану.

В этот смутный период словесная перепалка между премьер-министром и бывшими руководителями Армении выявила некоторые важные нюансы во внешней политике страны. 4 декабря в беседе с местным телеканалом Роберт Кочарян, второй президент Армении, подверг резкой критике внешнюю политику правительства Пашиняна и обвинил его в военном поражении.

Одна из наиболее важных деталей, привлекших внимание наблюдателей в интервью Кочаряна, касалась столкновений между вооруженными силами Армении и Азербайджана на государственной границе в июле 2020 года. Кочарян сообщил, что именно Ереван спровоцировал противостояние. Во время пограничного конфликта Пашинян обвинил Азербайджан в ”провокациях”, которые ”не останутся без ответа”, а министр обороны заявил, что армянские силы отреагируют, ”в том числе, занимая выгодные позиции” на территории Азербайджана. Таким образом, заявление Кочаряна проливает свет на предысторию июльских боевых действий, которые, по всей видимости, были спровоцированы Арменией, чтобы расширить географию конфликта и затруднить транспортное сообщение Азербайджана с его западными партнерами.

Кочарян коснулся также дипломатических неудач и провокаций руководства Армении, которые приблизили ”войну в Карабахе”. ”Я считаю, что власти сделали все, чтобы война оказалась неизбежной. Переговорный процесс намеренно был остановлен. Своими взаимоисключающими заявлениями мы создали ситуацию, в которой сопредседатели [Минской группы ОБСЕ] не знали, чего хочет армянская сторона. Казалось, что Армения делает все, чтобы попасть в тупик. И война началась в то время, когда никто не сомневался, что переговорам мешает армянская сторона”, - сказал Кочарян, добавив, что ”побежденные власти, подписавшие капитуляцию, должны быть заменены во имя народа”.

Не менее показательны и ответы премьер-министра Пашиняна бывшему президенту. Заявляя, что международное сообщество всегда признавало Нагорный Карабах частью Азербайджана, Пашинян утверждает, что это произошло из-за дипломатических неудач его предшественников. ”Карабахский вопрос начал считаться территориальным спором, превратившись в нашу самую большую проблему, и Армения стала восприниматься международным сообществом как оккупант не в последние два года. В этот период, наоборот, была предпринята попытка выйти из порочного круга”, - сообщил Пашинян. Отстаивая свой внешнеполитический курс, премьер-министр заявляет, что его правительство провалило попытки избавиться от бремени дипломатических неудач его предшественников, и дело вовсе не в его собственной дипломатии.

Пашинян отчасти прав и не прав. Верно то, что бывшие лидеры Армении мало что сделали для разрешения конфликта и предотвращения его дрейфа в сторону возможной трагедии для армян. Пашинян, в свою очередь, не смог изменить политику, хотя у него и был такой шанс, когда он пришел к власти. Конфликт между Арменией и Азербайджаном носил наиболее спокойный характер после бархатной революции в Армении, которая привела Пашиняна на пост премьера. Через год после смены правительства в Армении конфликт, пожалуй, вступил в наиболее спокойную фазу: количество жертв на передовой существенно снизилось. Например, в 2017 году, за год до смены власти в Армении, было убито 39 военнослужащих, а в 2019 году потери сократились до восьми, включая одного гражданского.

Все это происходило на фоне негласных переговоров между правительствами Армении и Азербайджана, инициированных Ереваном. Однако позже стало ясно, что скорее всего, Пашинян пытался обеспечить определенную стабильность на линии фронта, пока был занят внутренней борьбой за власть. Он быстро отказался от своих миротворческих инициатив и продемонстрировал более радикальную националистическую позицию по отношению к конфликту. Его заявление ”Карабах - это Армения. И точка”, которое косвенно означало объединение между Карабахским регионом и Арменией, нанесли сокрушительный удар по мирным переговорам, и он оказался более разрушительным, чем любые шаги его непосредственного предшественника Сержа Саргсяна.

Руководству Армении никак не удается выйти из описанного Пашиняном порочного круга. Это характерно и для дебатов политической элиты Армении после второй карабахской войны. Вазген Манукян, например, кандидат на пост премьер-министра, предложенный оппозицией, вместо того, чтобы стремиться разрешить региональные конфликты и принести мир и безопасность в регион, пообещал взять на себя ведущую роль в любом антитурецком альянсе. Это конфронтационное политическое мышление создало огромные экономические, политические, гуманитарные и другие проблемы для Южного Кавказа за последние 30 лет, но до сих пор практически нет признаков того, что ситуация может измениться в ближайшее время.

14095 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ