Вестник Кавказа

"Живой и реальный диалог" ЕС и Турции не снял проблемы между ними

EuObserver

Напряженность между ЕС и Турцией в области прав человека стала еще более очевидной в Брюсселе 25 июля, на следующий день после начала судебного процесса по делу журналистов и сотрудников ежедневной газеты Cumhuriyet в Стамбуле. Как пишет EU Observer в статье EU and Turkey fail to defuse tensions, глава европейской дипломатии Федерика Могерини, комиссар ЕС по расширению Йоханнес Хан и турецкие министры - иностранных дел и по вступлению Турции в ЕС - Мевлют Чавушоглу и Омер Челик обменялись острыми репликами во время пресс-конференции, которая последовала за так называемым политическим диалогом высокого уровня.

ЕС хочет ”увидеть конкретные шаги в области верховенства права, прав человека, демократии, свободы средств массовой информации, защиты правозащитников, лидеров оппозиции”, - сказал Могерини. ”Я хотела бы больше сосредоточиться на действиях, которые мы ожидаем,  чем на словах, которыми мы можем продолжать обмениваться”, - добавила она, ссылаясь на "тревожный процесс арестов" журналистов, ученых и оппозиционеров.

Чавушоглу заметил, что существует разница между ”настоящими журналистами” и ”псевдо-журналистами, которые помогают террористической деятельности и террористам”. ”Если кто-то занимается журналистской деятельностью, то это не означает, что этот кто-то не может совершить уголовное преступление”, - сказал он. После попытки государственного переворота в прошлом году, турецкие власти усилили давление на сторонников изгнанного исламского священнослужителя Фетхуллы Гюлена, который, по данным правительства, организовал переворот. Мевлют Чавушоглу выразил сожаление по поводу того, что ”после государственного переворота ЕС расценивает все действия, предпринятые против движения Гюлена как нарушение закона.

Со своей стороны, Омер Челик заявил, что между ИГИЛ (запрещена в России) FETO и РПК - нет разницы и к ним необходимо относиться одинаково. 

Однако Могерини отметила, что на данный момент ЕС не собирается менять свою позицию и объявлять движение Гюлена террористической организацией.

По словам Чавушоглу, с тех пор как в 2002 году к власти пришла  Партия справедливости и развития президента Реджепа Тайипа Эрдогана, ”ни один закон не привел к тому, что Турция откатилась назад в плане демократии”. Все принятые законы усилили демократизацию”, сказал он, добавив, что ”если и есть ошибки, то мы пытаемся их исправить”.

Однако по словам Йоханнеса Хана, действия Анкары после неудавшегося переворота в июле 2016 года вызвали опасения среди государств-членов”, а апрельский референдум по укреплению власти Эрдогана ”вызвал озабоченность по поводу направления и структуры некоторых конституционных поправок”. Как следствие, сказал еврокомиссар, открытие новых глав на переговорах по вступлению Турции в ЕС пока невозможно.

Федерика Могерини признала, что ”Турция остается страной-кандидатом на вступление”, ”стратегическим партнером”, и ”отношения между ЕС и Турцией должны быть сосредоточены на противостоянии общим вызовам”.

”Мы не можем отложить переговоры и сосредоточиться исключительно на энергетике, борьбе с терроризмом и торговле, - сказал Челик. - Мы не просто соседняя страна. Проблемы, связанные с разногласиями ЕС и Турции, касаются вопросов, охватываемых главами 23 и 24 переговоров о вступлении - о справедливости и основных правах. Нужно открыть новые главы. Решение вопросов прав человека не должно быть предварительным условием для этого. Если есть проблемы, мы должны проводить больше переговоров”.

Еще одна проблема - отказ ЕС предоставить безвизовый режим для граждан Турции из-за антитеррористического законодательства. Ускоренный отказ от виз должен был стать частью мигрантской сделки, заключенной между ЕС и Турцией в прошлом году, но только в том случае, если Турция выполнит все условия, в том числе смягчит законы о терроризме, с тем чтобы они не могли использоваться против политических противников.

”Когда мы ставим свою подпись под чем-либо, мы полностью соблюдаем наши обязательства. Именно этим мы и отличаемся”, - сказал Чавушоглу.

”Как видите, у нас живой и реальный диалог”, - сказала Могерини журналистам в конце часовой пресс-конференции.

 

11240 просмотров