Вестник Кавказа

Встреча Трампа и Эрдогана станет переломной при любом исходе

Эльдар Аббасов
Встреча Трампа и Эрдогана станет переломной при любом исходе
© Фото: Сайт президента Турции

Решение президента США Дональда Трампа о поставке сирийским курдам тяжелого вооружения, которое было оглашено 9 мая, не сходит с первых страниц турецкой прессы. Колумнист оппозиционной газеты Sözcu Угур Дюндар (Uğur Dğndar) констатирует, что "решение о поставке тяжелого вооружения боевому крылу DYP (Партия "Демократический союз") YPG (курдские отряды самообороны), которое является, по сути, подразделением PKK (Рабочая партия Курдистана) фактически привело американо-турецкие отношения к порогу глубокого кризиса". Бывший посол США в Анкаре Джеймс Джеффри (James Jeffrey) даже назвал решение Трампа "предательством с точки зрения Турции" и предполагал возможное решение руководства Турции о закрытии американской военной базы в Инджирлик, которая является самой восточной базой Командования ВВС США и НАТО.

Учитывая важность для Турции любого решения США по Сирии и Ираку, Реджеп Тайип Эрдоган начал готовиться к встрече в Вашингтоне весьма серьезно. Им была отправлена в Вашингтон делегация в составе начальника Генерального штаба Хулуси Акара (Hulusi Akar), главы Национальной разведывательной организации Хакана Фидана (Hakan Fidan) и советника президента Турции Ибрагима Калына (İbrahim Kalın). Во время встречи с ответственными сотрудниками из администрации президента США делегация изложила им перечень вопросов, которые Эрдоган хотел бы обсудить с Трампом. Среди этих вопросов самым чувствительным было сотрудничество американских военных с курдскими отрядами самообороны, которые рассматриваются Турцией как террористическая организация. Трамп прекрасно знал важность этого вопроса для своего партнера по НАТО.

По мнению бывшего посола Турции в Вашингтоне, ныне находящегося на пенсии дипломата Мустафы Шюкрю Элекдага (Mustafa Şükrü Elekdağ) Трамп принял решение о поставке тяжелого вооружения сирийским курдам в свете проведенных встреч турецкой делегации в Вашингтоне. "Операцию по освобождению Ракки буду осуществлять вместе с DYP/YPG. Эту организацию буду вооружать в соответствии с условиями войны. Это мое окончательное решение и оно обсуждению не подлежит", - так характеризовал бывший посол оглашение решение президента США Дональда Трампа за неделю до начала визита Эрдогана в Вашингтон. Мустафа Шюкрю Элекдаг назвал решение Трампа очередным шагом США в реализации геополитического проекта создания "Великого Курдистана". На данном этапе задача заключается в том, чтобы соединить существующий на севере Ирака курдский автономный район с курдским коридором на севере Сирии с выходом на Средиземное море. Завершающим этапом реализации этого проекта будет, по мнению бывшего посла,  отторжение восточных и юго-восточных провинций Турции с преобладающим курдским населением.

Колумнист ведущей газеты Hürriyet Фикрет Била (Fikret Bila) пишет, что за день до встречи можно сделать вывод о том, что она станет при любом исходе переломной в отношениях двух стран. "Если Эрдогану удастся убедить Трампа отказаться от решения вооружать YPG, то это явится переломным моментом и послужит усилению турецко-американских отношений. Наоборот, если Трамп не откажется от своего решения, то это станет переломным моментом для еще большего ухудшения и без того кризисных отношений между двумя странами" - констатирует колумнист. Газета пишет, что Эрдоган отдает себе отчет о сложности изменения  решения Белого дома, но в тоже время он не исключает изменения Вашингтона.

Ведущая постоянной колонки в газете Milliyet Нагехан Алчы (Nagehan Alçı) рассказывала о встрече Эрдогана в Пекине с журналистами, куда он прилетел на участие в международном экономическом форуме "Один пояс - один путь". Она обращает особое внимание на реакцию Эрдогана, касательно утверждений пассивной роли и участия Турции в борьбе с ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России) и называет это "клеветой администрации Обамы". Центральное место в своей колонке Нагехан Алчы отводит вопросу о решении Трампа о поставке вооружения сирийским курдам и выделяет слова президента Турции перед сложной встречей в Вашингтоне: "Окончательное решение будем принимать после встречи. Если мы стратегические союзники, то решение должно приниматься в рамках альянса. Если упадет тень на альянс, то нам придется заботиться о своих проблемах самостоятельно". Складывается такое впечатление, что Эрдоган уже готов к худшему варианту.

Газета Haber Türk пишет, что американские военные в принципе с самого начала операции в Сирии против ИГИЛ сотрудничали с сирийскими курдами и поставляли им оружие. Несмотря на предостережение Турции своего союзника, американцы всегда отрицали факт поставки оружия курдам из отрядов самообороны, тем самым пытаясь ввести Турцию в заблуждение. Колумнист газеты Озджан Тикит (Özcan Tikit) в своей заметке пытается найти позитивный момент в этом вопросе: "С этим решением США перед своим давним союзником в регионе взвалили на свои плечи тяжелый груз. До тех пор пока, РКК не откажется добровольно от террора и не объявит о самороспуске, у США нет возможности избавиться от этого груза".

В случае отрицательного для Турции исхода встречи в Белом доме, у Эрдогана теоретически остается еще одна попытка приостановить решение Трампа о поставке вооружения сирийским курдам. 25 мая в Брюсселе открывается саммит глав государств и правительств стран-участниц Североатлантического альянса, куда приедет и президент Дональд Трамп. В принципе такие сильные участники НАТО как Франция, Англия и Германия могут убедить президента США отказаться от решения вооружения сирийских курдов. Но беда для Турции в том, что Эрдоган сильно испортил отношения со странами Евросоюза, в том числе с Германией, перед референдумом 16 апреля. Вряд ли федеральный канцлер Ангела Меркель или премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, которых Эрдоган обвинил в фашизме после введения запрета на проведения митингов в Германии и Голландии с участием государственных деятелей Турции перед референдумом, поддержат требование Турции об отказе вооружать сирийских курдов. Пока кажется, что Турция впервые после кипрского кризиса 1974 года оказалась в такой сложной ситуации.

16895 просмотров