Вчера сирийские повстанцы объявили о начале широкомасштабной операции, целью которой названо освобождение Дамаска от правительственных войск. Соответствующее заявление они распространили через свои аккаунты в социальных сетях. Точку зрения официального Дамаска на происходящее в интервью немецкому «Шпигель» выразил замминистра иностранных дел Сирии Фейсал Аль-Микдад.
- Господин министр, вы сейчас вернулись из Ирана и России. Предложило ли российское правительство убежище Башару Асаду?
- А с чего ему его предлагать? Эта тема никогда не затрагивалась. Мы победим. Вопрос политического убежища – это лишь часть психологической войны. Президент Асад сказал, что он здесь родился и здесь умрет, когда бы это ни произошло.
- Даже ваш союзник, российский замминистра иностранных дел Богданов, заявил недавно, что сирийское правительство все больше теряет контроль над территориями. Что дает вам надежду на победу?
- Мы оптимистичны и достаточно сильны, чтобы справиться с этим вызовом. Даже если речь идет о нападении альянса западных государств, утверждающих, что они собираются установить у нас демократию и свободу. Еще четыре месяца назад Алеппо был одним из самых безопасных городов в мире. Что ж, я поздравляю поборников прав человека и демократии с разрушением мечети Омейядов и исторического центра Алеппо. Российскую позицию же мы, напротив, ценим.
- Россия преследует и свои интересы: Тартус является единственным российским военным портом в регионе, в Сирии проживают 50 тысяч русских и военная торговля между странами находится на высоком уровне. Что же касается разрушений, то в доброй их части повинно само правительство.
- Я могу лишь предостеречь европейцев от того, чтобы дальше поддерживать эти группировки. Эти люди борются не только против Сирии, но против порядка во всех цивилизованных государствах, в будущем – также и в вашей стране.
- Сирийское правительство верит в существование международного заговора. Какую выгоду западным государствам и их союзникам может принести падение режима Башара Асада?
- Выгоду получат США и Израиль. Если Сирия будет разделена, будет находиться под международным давлением, то арабо-израильский конфликт будет забыт. Израиль смог бы и дальше жить в безопасности, держа под оккупацией Голанские высоты и весь Иерусалим, продолжая при этом вытеснять палестинцев. Мы являемся единственными соседями Израиля, которые продолжают защищать арабское дело.
- Эта революция изначально была восстанием народа против подавляющего его государства. Многие люди рассказывают, как их арестовывали после мирных демонстраций и избивали до полусмерти в камерах пыток режима.
- Спросите как-нибудь и других сирийцев про их взгляды. Президент Асад во многом пошел навстречу требованиям демонстрантов: он отменил законы чрезвычайного положения, сейчас есть новая конституция, монополии партии БААС больше не существует, разрешено основывать новые партии, были проведены новые выборы, изданы новые законы о собраниях. Но все это абсолютно игнорируется, ничего из этого не признается за рубежом. Наоборот, после того, как Асад поменял законы, как раз и началась настоящая эскалация. Чего еще хотят эти так называемые революционеры?
- Очевидно, было сделано слишком мало и слишком поздно. Люди вам просто больше не верят.
- Этот мятеж является по большей части организованным и спонсируемым извне. Воюющие группировки получают миллиарды долларов от определенных стран Залива – это наемный бизнес мирового масштаба с миллиардными оборотами. Президент Асад услышал политические требования своего народа, он хочет примирения с ним – причем, со всеми его представителями, как он заявил в своей речи 6-го января. Если военная борьба и поддержка из-за рубежа будут прекращены, то можно будет собраться за круглым столом и определить будущее страны.
- Оппозиция и зарубежные страны восприняли речь Асада крайне отчужденно. Как может приглашать к круглому столу человек, за политический конец которого, собственно, и идет борьба?
- У других государств нет никакого права решать судьбу сирийского президента. Оставьте это сирийцам, которые проголосуют у избирательных урн. Мы никогда и никому не позволим подрывать суверенитет нашей страны. Если президент сдастся, то вслед за этим последует смертельный удар и разрушение всей страны. Чтобы предотвратить это, президент Асад готов на все, чего бы это ни стоило.
- У Сирии на протяжении долгого времени были хорошие отношения с Турцией и, как минимум, не совсем плохие с Саудовской Аравией. Почему же сейчас в отношениях царит такая враждебность?
- Мы долгое время старались наладить хорошие отношения с Турцией, но были вынуждены констатировать, что «брат-мусульманин» Эрдоган на самом деле преследует совершенно иные цели. Он планирует вернуть в Сирию на легальной основе «Братьев-мусульман» с помощью таких экстремистских группировок как «Аль-Каида» и «Аль-Нусра». Это позволит создать ему мощную сеть от Египта до Туниса, Ливии, Сирии и Ирака - новую Османскую империю. Премьер-министр Эрдоган и глава МИД Давутоглу лично ответственны за убийства тысяч сирийцев, поскольку они укрывают в своей стране вооруженные группировки и держат для них открытой границу с Сирией. Почему ООН ничего не предпринимает против Турции?
- А в чем состоит проблема между Сирией и Саудовской Аравией?
- Саудовская Аравия находится под огромным давлением со стороны США и поддерживает по этой причине определенные религиозные группы, воюющие здесь. При этом Королевство хорошо понимает, что тем самым оно в среднесрочной перспективе действует против собственных же интересов. Поэтому им необходимо как можно быстрее избавиться от американской зависимости.
- Почему американцы должны желать разрушений в Сирии?
- Единственным объяснением является защита Израиля. Все началось с санкций, а сейчас мы дошли до нынешней ситуации. Я вам скажу, эти так называемые «друзья Сирии», встречающиеся в Дохе, Стамбуле и Марракеше, на самом деле являются врагами моей страны, а американский посол отдает им приказы. Правда, дело вышло из под контроля. Сейчас они, хотя бы, внесли «Аль-Нусру» в список террористических организаций, но, увы, не многих других, произвольно убивающих моих сограждан.
- Состоит ли вооруженная сирийская оппозиция исключительно из террористов, как утверждает пропаганда сирийского государственного телевидения?
- Там задействованы всевозможные группы, в том числе и многие, которых просто сбили с пути. И мы, правительство, тоже, бесспорно, совершили ошибки в социально-экономической сфере. Но все же, вооруженная оппозиция с самого начала хотела эскалации конфликта. Провокаторы скрывались в рядах мирных демонстрантов, и убивали как полицейских, так и протестующих.
- Демонстранты, протестовавшие с первых часов восстания, единодушно утверждают, что режим жестоко вмешивался в акции, вплоть до того, что даже врачи и медсестры, оказывавшие помощь раненым демонстрантам, исчезали в темницах спецслужб.
- Это военная пропаганда, точно также как и предполагаемые массовые убийства в Хомсе, которые, якобы, совершили правительственные войска за день до того, как Совбез ООН должен был голосовать по резолюции по Сирии. Сейчас мы задержали виновников: они зарезали ножами 60 человек. Ими руководил член «Братьев-мусульман», которого подговорили совершить эти преступления ровно за день до голосования в ООН.
- Повстанцы стоят в 600 метрах от ворот в старый город, днем и ночью жители Дамаска слышат взрывы гранат и выстрелы из автоматов Калашникова. Как долго вы еще продержитесь?
- Мы можем еще долго держаться, если противоположная сторона будет продолжать в том же духе.
- Спецпосланник ООН Лахдар Брахими заявил во время своего последнего визита в Дамаск, что у Сирии сейчас есть выбор между политическим процессом и адом.
- Мы хотим политического процесса…
- …но лишь на ваших условиях…
- …и все участники конфликта должны предотвратить превращение Сирии в ад.