Вестник Кавказа

В Ереване рассчитывают на реанимацию плана строительства железной дороги Армения-Иран

Ближний Восток переживает очередной виток эскалации после выхода США из ядерного соглашения, заключенного между Ираном и шестеркой международных посредников. Вашингтон грозит Ирану новыми санкциями, а между Тегераном и Тель-Авивом в Сирии идет настоящее противостояние, которое может перерасти в новую войну на Ближнем Востоке. В ситуации на всем ближневосточном пространстве Ереван пытается сохранять добрососедские отношения со своим южным соседом, поскольку Иран остается единственным выходом полублокадной Армении к Персидскому заливу.

Армянская сторона заверяет, что не будет участвовать в каких-либо антииранских акциях, рассчитывая на скорую реанимацию плана строительства железной дороги Армения-Иран. Важность торгово-экономических и дипломатических связей с Арменией осознают и в Тегеране, о чем свидетельствуют позитивные отклики в иранских официальных СМИ, которые звучат в отношении нового армянского правительства. За счет авторитета, которым пользуется новый премьер Никол Пашинян, Ереван делает акцент на привлечение инвестиций из армянской диаспоры. Железнодорожное сообщение между Ираном и Арменией имеет большое значение - дорога повысит транзитный потенциал Армении и позволит преодолеть изоляцию. Общая протяженность полотна, по плану, составляет около 330 километров, из которых 60 километров приходится на территорию Ирана. ИРИ готова построить свой участок дороги, а остальную часть полотна должна проложить Армения. Стоимость проекта составляет порядка 3,2 миллиарда долларов.

Иран готов начать инвестировать в армянскую экономику. 19 августа стороны подписали Меморандум о взаимопонимании относительно совместного производства сельскохозяйственной техники. В условиях санационного давления Иран мобилизует все имеющиеся у него связи, пытаясь выйти на рынок Армении, а затем экспортировать технику в государства–члены Евразийского экономического союза.

ИРИ также стремится реализовать проект по созданию в Армении свободной экономической зоны для наращивания товарооборота с Евразийским союзом. Помешать реализации проекта может нестыковка законодательств. Тем не менее, если зона свободной торговли откроется, это будет беспрецедентный проект на всем постсоветском пространстве по двум причинам. Во-первых, бизнес в СЭЗ может быть освобожден от уплаты НДС, налога на прибыль, а также налога на имущество. Во-вторых, Сюникская область, в которой планировалось создать зону, граничит с Ираном, где по ту сторону границы уже действует свободная экономическая зона "Арас". Это открывает широкие возможности для привлечения иранских инвестиций в экономику. Товарооборот между Арменией и Ираном в последние два года явно не отвечает возможностям двух стран, составляя всего $270 млн.

В Москве не противятся сближению Еревана и Тегерана, поскольку российский бизнес заинтересован в росте экономики Армении, которая по-прежнему находится в сложной ситуации. Однако сдерживающим фактором для наращивания армяно-иранского товарооборота в последние годы были санкции Запада против Ирана, которые могут полностью разрушить экономику Армении. В первую очередь, это касается газопровода Иран – Армения, так как Армения по-прежнему зависит поставок газа из Ирана.

21140 просмотров