В Азербайджане разрабатывается третья по счету Государственная программа социально-экономического развития регионов страны. Основной упор в новом пятилетнем плане будет сделан на реализацию социальных и инфраструктурных проектов. Об этом заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступивший в Баку на ставшей уже традиционной февральской конференции, посвященной реализации второй госпрограммы развития регионов.
Многомиллиардные инвестиции будут направлены на строительство новых промышленных и социальных объектов, субсидии агропромышленному комплексу, развитие инновационных технологий. Курс на диверсификацию экономики страны и снижение зависимости от энергосектора, заложенный в предыдущих программах, в ближайшие годы продолжится с новым размахом. Третья пятилетка Ильхама Алиева должна вывести Азербайджан на новые рубежи в экономике.
Между тем стартовые позиции для нового прыжка обязывают исполнителей программы к еще большему старанию. В этом контексте президент сделал жесткий акцент на необходимость беспощадной борьбы с коррупцией, напомнив чиновникам о скромности и долге служения народу. Он напомнил правительству о скорейшем введении деклараций доходов чиновников и вновь подтвердил, что ждет конкретных решений в этом направлении.
Без очищения рядов и прозрачности расходов развитие может быть ограничено, а счет идет не на проценты, а в разы. За последние 10 лет экономика Азербайджана выросла в 3,4 раза, промышленное производство в 2,7 раза, сельское хозяйство в 1,5 раза. За две пятилетки были построены 17 электростанций, газифицировано почти 90% страны, построены тысячи километров дорог. Также построены или капитально отремонтированы 2700 школ и более 500 медицинских учреждений, возведен 41 олимпийский комплекс, многочисленные объекты культуры. Общий уровень привлеченных инвестиций за последние десять лет составил $160 млрд.
В результате реализации госпрограмм в стране за десять лет были открыты 1,2 миллиона рабочих мест, из которых 900 тысяч на постоянной основе. Уровень бедности сократился с 49% до 5,3%, а безработица держится в пределах 5%. Поддержка предпринимательства обеспечила рост частного сектора в формировании ВВП Азербайджана до 80%.
При этом, несмотря на заявленный курс на интеграцию в мировые товарно-хозяйственные отношения, Азербайджан не станет торопиться со вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО). По мнению президента, такой осознанный выбор не случаен и отнюдь не противоречит программным заявлениям. «Азербайджан вступит в ВТО, когда сельское хозяйство и промышленность будут ориентированы на экспорт. И тогда посмотрим, будут ли нас звать в ВТО также настойчиво, как сейчас», - отметил Алиев, выступая на конференции в Баку.
Азербайджан ведет переговоры о вступлении в ВТО еще с середины 1990-х. Однако существенного прогресса так и не было достигнуто во многом из-за позиции азербайджанских переговорщиков, твердо отстаивающих экономические интересы страны. «Каждая страна должна защищать свой рынок и Азербайджан идет по этому пути. Мы пока не вступили во ВТО, хотя нас туда настойчиво приглашают», - подчеркнул Ильхам Алиев, пояснив, что сначала нужно «создать условия для своих фермеров, компаний. Иначе мы не сможем открыть свой рынок для свободного поступления некачественных, дешевых иностранных товаров, ибо в таком случае местное производство умрет, пострадают фермеры».
Отсутствие Азербайджана в рядах ВТО никоим образом не отражается на успешности работы энергетического сектора страны. Нормы ВТО не регулируют отношения в области продаж нефти и газа, а потому оснований для спешки у Баку нет. Как и в случае с Россией, которая только летом 2012 года официально вступила в ВТО на особых условиях, экономически развитые страны-участники организации в первую очередь из ЕС и США пытаются полностью открыть финансовый сектор и нивелировать поддержку агросектору. Россия смогла уберечь банковскую свою сферу и добиться переходного периода для сельхозпроизводителей. Для маленького Азербайджана таких уступок делать никто не собирается. Отсюда и твердость в отстаивании интересов своей страны, которую демонстрируют азербайджанские дипломаты и поддержавший их президент.