Cледующий раунд переговоров может стать последним реальным шансом закончить китайско-американскую торговую войну, в противном случае мир должен приготовиться к самому тяжелому экономическому потрясению со времени мирового финансового кризиса 2008 года, пишет Channel News Asia в материале Despite political fireworks, Trump and Xi’s underlying interests make a trade deal likely. Существует реальный риск того, что Америка впадет в рецессию, и глобальная экономика столкнется с кризисом, который будет негативно сказываться на китайско-американских отношениях долгое время. Националистические круги в обеих странах заявляют о том, что конфликт неизбежен.
Торговая война прошла четыре стадии. Первая - началась в марте прошлого года, когда президент США Дональд Трамп объявил о тарифах на китайские товары. Вторая стадия была ознаменована "аргентинской перезагрузкой" на саммите G20 в Буэнос-Айресе в декабре прошлого года, когда Трамп и китайский лидер Си Цзиньпин объявили, что заключат соглашение в течение 90 дней. Это перемирие сорвалось в начале мая этого года, когда стороны обвинили друг друга в попытках внесения серьезных изменений в проект соглашения в последнюю минуту. Третью стадию можно характеризовать как "лето недовольства": Соединенные Штаты ввели очередные тарифы, а Китай нанес ответный удар. В ответ на занесение в черный список Huawei и пяти других китайских технологических компаний, Китай пригрозил внести в подобный список американских фирмы.
Экономики США и Китая находятся в плохом положении. Недавние низкие показатели производства и занятости в частном секторе США усилили пессимизм в отношении экономических перспектив. Если условия ухудшатся, попытка Трампа переизбраться в ноябре 2020 года окажется под угрозой. Точно так же и Си Цзиньпин будет ослаблен любым существенным экономическим замедлением в попытке избраться на третий срок в 2022 году.
Стороны публично заявляют о том, что торговая война наносит больший ущерб другой стороне, но, на самом деле она наносит ущерб обоим, дестабилизируя рынки, подрывая доверие бизнеса и экономический рост. Каждая сторона заявляет, что обладает экономической устойчивостью, необходимой для преодоления затяжного конфликта.
Америка, безусловно, менее зависима от торговли, чем Китай; но Китай, хотя и ослабленный внутренней политической ситуацией, сложившейся еще до начала торговой войны, по-прежнему располагает более мощными финансовыми, монетарными и кредитными инструментами. В любом случае, обе стороны признают, что каждая из них обладает экономической мощью и способностью навредить другой. Следовательно, несмотря на свои политические позиции, стороны хотят заключить сделку.
Для этого в качестве первого шага Китай может предложить соглашение с тем же содержанием, что и предыдущий 150-страничный проект, но с изменениями для удовлетворения его трех принципиальных требований.
Во-первых, Китай должен отменить положения США о сохранении тарифов после подписания соглашения и об одностороннем повторном введении тарифов, если США придут к выводу, что Китай не соблюдает соглашение.
Во-вторых, Пекини должен улучшить свое первоначальное предложение о сокращении дефицита двустороннего торгового баланса на $200 млрд. Этот пункт важен для Трампа с личной и политической точек зрения.
В-третьих, хотя КНР хочет избежать запрета на предоставление государственных субсидий китайским промышленности и предприятиям, он должен сохранить существующие в проекте соглашения положения о защите интеллектуальной собственности и запрете принудительной передачи технологий. Каждая страна должна объявить свою позицию по государственной промышленной политике в официальном коммюнике, сопровождающем подписание соглашения. В таком заявлении могут быть указаны внутренние и международные арбитражные механизмы, которые будут использоваться для обеспечения соблюдения всех соответствующих законов о конкурентной нейтральности.
В-четвертых, обе стороны должны создать более позитивную политическую атмосферу. В последние недели появились признаки того, что это может произойти, в том числе судя по сообщениям о возобновлении китайских закупок американской сои в сентябре. Хотя закупки все еще значительно ниже исторических уровней, их увеличение поможет Трампу успокоить разгневанных фермеров.
США уже отложили очередное повышение тарифов, первоначально запланированное на 1 октября. Трамп все еще не может позволить себе риск рецессии в 2020 году, а это означает, что сделка скорее всего будет заключена. Тем не менее в следующее два месяца необходимо отслеживать возникновение любых критических вопросов, чтобы предотвратить внезапный срыв.
Обе стороны уже потратили много времени на подготовку "плана Б" на 2020 год: развязать полномасштабную экономическую войну, разжечь националистические настроения и обвинить другую сторону в нанесенном ущербе. Если это произойдет, риск рецессии в США, Европе и Австралии в следующем году будет крайне высоким, хотя Китай будет стремиться смягчить внутренний удар посредством дальнейшего фискального и монетарного стимулирования. Выбор, стоящий сейчас перед США и Китаем, крайне важен. Ставки для всего остального мира чрезвычайно высоки.