2 августа 1923 года президенту Израиля, старейшему политику этой страны Шимону Пересу исполняется 90 лет. Шимон Перес - неофициальный дуайен среди действующих глав государств, человек, ставший не только очевидцем, но и творцом многих политических событий Ближнего Востока.
Один из своеобразных подарков к своему дню рождения израильский президент получил еще в июне 2013 года, когда в одном из кинотеатров Иерусалима состоялась премьера фильма Владимира Синельникова “Шимон Перес – человек из будущего”. И трудно не согласиться с оценками авторов этого фильма в жанре “портрета на фоне эпохи”: личная судьба Шимона Переса тесно переплелась с судьбой его страны и нескольких поколений ее граждан.
Будущий президент Израиля родился в польском местечке Вишнево. Его семья репатриировалась в тогдашнюю британскую Палестину еще в тридцатые годы. Тогда для большинства это был путь в неизвестность, на территорию с неясным юридическим статусом и еще более туманным на тот момент будущим. И вряд ли его родители тогда догадывались, что пройдет всего лишь семь лет, и в уже оккупированном Германией Вишнево эсэсовцы, заперев всех евреев в местной синагоге, сожгут ее вместе с людьми. Шимона Переса и его родителей спасла та самая репатриация.
На своей новой родине Перес окончил школу, работал в киббуцах – полувоенных сельскохозяйственных коммунах, учился, участвовал в сионистском движении. И уже во время войны на независимость Израиля занял, несмотря на молодость, весьма ответственный пост в министерстве обороны только создающегося государства Израиль. Здесь в полной мере проявился его талант организатора и дипломата. Шимон Перес отвечал за закупки вооружений и экипировки, проводил набор военнослужащих, решал множество задач, и немало их подробностей до сих пор остается под грифом «секретно».
Затем будет непростая и в то же время стремительная политическая карьера. Будут сложные переговоры с США и Францией о закупках оружия. Будет, наконец, “Суэцкая война” 1956 года – Шимон Перес сыграл исключительную роль в планировании этой военной операции. Он, входивший в общей сложности в состав 12 правительств, возглавлял министерство обороны Израиля в июле 1976 года, когда израильские коммандос совершили знаменитый рейд в Энтеббе для освобождения заложников – пассажиров захваченного арабскими террористами самолета Air France, совершавшего рейс Тель-Авив – Париж. Будет, наконец, многолетняя, кропотливая и поистине титаническая работа по созданию в Израиле собственной военной промышленности, сегодня считающейся одной из самых конкурентоспособных и передовых в мире.
Потом, на рубеже XX-XXI веков, Шимон Перес - в числе признанных «архитекторов» мирного процесса на Ближнем Востоке. Это сложный и во всех смыслах слова взрывоопасный процесс, где политикам с обеих сторон приходится с ювелирной точностью выверять каждое слово и каждый жест, чтобы не разрушить с таким трудом налаженный диалог, не взорвать общественное мнение собственных стран и при этом не превратить этот самый мирный процесс в «переговоры ради переговоров» без реального продвижения и договоренностей. Мировые СМИ до сих пор цитируют его слова: «Каждый политик должен отдавать себе отчёт в соотношении прогнозов и реальности. Меня считают автором идеи нового Ближнего Востока. Признаю себя «виновным». Я действительно мечтаю о новом Ближнем Востоке, где не будет вражды между арабами и евреями. Меня называли шарлатаном… […] заявляли, что я торгую белыми слонами. Сегодня меня уже не интересует, что обо мне говорят. Я знаю свою задачу и выполню ее до конца».
Пожалуй, каждая страница биографии Шимона Переса достойна подробного анализа и рассказа. И, безусловно, еще ждут своего настоящего исследователя и история войны за контроль над Суэцким каналом, и становление отношений Израиля со странами Востока и Запада, и мирный процесс на Ближнем Востоке, и многое другое. Но есть в его политической биографии и страницы, связанные со становлением отношений Израиля со странами мусульманского мира. В частности, речь идет об отношениях еврейского государства с Азербайджаном – южнокавказской, преимущественно шиитской страной, соседствующей с такими тяжеловесами исламского мира как Иран и Турция. И здесь тоже Шимон Перес сыграл выдающуюся роль, приложив максимум усилий к тому, чтобы вывести эти отношения на новый уровень как экономически, так и политически, преодолев препятствующие тому региональные факторы. Тем самым, Израиль продемонстрировал всему миру, что рациональное сотрудничество евреев и мусульман – возможно и взаимовыгодно, и оно вовсе не требует от сторон отказа от своих идеологических позиций, обусловленных политическими и религиозными факторами. Политическая воля лидеров двух обществ, стратегическое государственное мышление, осознание объективных общих интересов – те элементы, которые могут заложить прочный фундамент отношений между странами, даже если речь идет о мусульманском и еврейском государствах.
Сегодняшние азербайджано-израильские отношения экспертами из многих стран без колебаний признаются теплыми, дружескими и конструктивными. Две страны успешно взаимодействуют в политике и экономике. Израиль – один из ведущих импортеров азербайджанской нефти, здесь проявляют интерес и к закупкам азербайджанского природного газа. Привлекательными сферами для сотрудничества и инвестиций оказались сотовая связь и строительство. И, по вполне понятным причинам, ни в Азербайджане, ни в Израиле не стремятся раскрывать детали сотрудничества азербайджанской и израильской военной промышленности – а оно, по данным мировой прессы, развивается весьма динамично. Красноречивые и убедительные доказательства успешности сотрудничества двух стран в военно-технической сфере можно наблюдать на военных парадах в Баку. Активными темпами развивается и гуманитарное сотрудничество. Израильские музыканты – частые гости на проходящих в Азербайджане музыкальных форумах, в том числе фестивале классической музыки в Габале.
Безусловно, правы те, кто утверждает: у этих отношений существует прочный и глубокий исторический фундамент. В Азербайджане по праву гордятся своими традициями толерантности и веротерпимости, и не в последнюю очередь это касается еврейской общины. Как свидетельствуют историки, горские евреи живут на территории Азербайджана с незапамятных времен. В начале XIX века здесь стала складываться и община евреев-ашкенази, а в Баку появилась первая синагога. И за все эти годы, подчеркивают в Баку, в Азербайджане не было отмечено случаев антисемитизма. Здесь с гордостью говорят о своих соотечественниках – этнических евреях: музыкантах и ученых, врачах и инженерах, предпринимателях и художниках.
Но этот исторический фундамент еще надо было «конвертировать» в конкретные программы сотрудничества. Первые шаги навстречу друг другу две страны сделали еще в бурные девяностые. Независимость Азербайджана Израиль признал еще в декабре 1991 года, а 6 апреля 1992 года две страны установили дипломатические отношения. Но, как признают сегодня многие, настоящее развитие двусторонних отношений Азербайджана и Израиля началось 28 января 1995 года, когда в рамках Всемирного экономического форума в швейцарском Давосе состоялась встреча Президента Гейдара Алиева с Шимоном Пересом, в то время бывшего министром иностранных дел Израиля. Потом были переговоры с премьер-министром Израиля Ицхаком Рабиным, был краткосрочный визит в Азербайджан премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в августе 1997 года, другие встречи и переговоры. Но занимавший различные посты в израильском правительстве Шимон Перес всегда находился, если можно так выразиться, в эпицентре этого политического процесса. Президент Азербайджана Ильхам Алиев и Шимон Перес встречались в июне 2006 года в Астане (в то время Ш.Перес был вице-премьером Израиля), 10 августа 2008 года на церемонии открытия в Пекине Олимпийских Игр и 30 января 2009 года на Всемирном экономическом форуме в Давосе. А в июне 2009 года впервые в истории азербайджано-израильских отношений, в Азербайджане с официальным визитом находились президент Израиля, три министра и делегация в составе 50 деловых людей. Этот визит журналисты назвали «дипломатической сенсацией». Именно в его ходе были подписаны два межгосударственных договора. Один из них предусматривал сотрудничество в сфере коммуникаций, другой - в области образования, науки и технологий. Это были важные соглашения, заложившие фундамент развития сотрудничества двух стран на многие годы вперед и создавшие договорно-правовую базу для множества конкретных проектов и инициатив. Но главный итог того визита состоял в другом. В те дни в Баку лидеры Азербайджана и Израиля ломали привычные «межконфессиональные» стереотипы, демонстрировали приоритет философии мира и сотрудничества. Наверное, это и было настоящее «созидание истории».
Масштаб многолетней политической деятельности Шимона Переса в плоскости международных отношений, которые сплелись в неразрывный клубок на Ближнем Востоке и соседствующих с ним регионах, в том числе, и на Южном Кавказе, сложно переоценить. «Личность и история» – этой теме в советских школьных учебниках «обществоведения» уделялось солидное внимание. И, согласно принятой тогда в СССР трактовке, на первый план выдвигались «закономерности общественного развития», а роль личностей безжалостно отводилась на второй план. Но в действительности историю творили и творят Личности. Люди, способные не только оглядываться на «вчера», но и заглянуть в «завтра», те, кто, оставаясь трезвыми прагматиками, не боится мечтать, ставить перед собой в лучшем смысле слова амбициозные цели и ощущать вектор развития. «Животное слышит, чувствует, видит как человек. Говорят, что оно даже помнит, вот, например, память как у слона», - сказал как-то Шимон Перес. «Но есть одна вещь, которой нет у животного, а есть у человека - это мечта. Это видение будущего. Каждый из нас должен смотреть вперед, а не назад. Мир изменяется с огромной скоростью. И никто не может издать приказ остановить эти изменения. Глупости какие. Мы только сейчас открываем жизнь».