«Вестник Кавказа» попросил грузинских политиков и экспертов прокомментировать решение премьер-министра и лидера правящей коалиции «Грузинская мечта» о выдвижении кандидатом на пост президента 44-летнего ученого Георгия Маргвелашвили.
Зураб Абашидзе, спецпредставитель премьер-министра по урегулированию отношений с РФ
Премьер сделал отличный выбор. Я лично хорошо знаком с Георгием. Это очень интересный человек с острым умом и уравновешенным характером. Я не встречал людей, которые к нему относятся плохо, либо, хотя бы, прохладно. Это молодой, мыслящий человек, обращенный в будущее. Он будет делать акцент на молодежь – новое поколение Грузии. Его кандидатуру наверняка приветствуют все иностранные партнеры нашей страны.
Леван Бердзенишвили, депутат, один из лидеров правящей коалиции
Георгий Маргвелашвили – человек неконфликтный. Он хорошо разбирается именно в конфликтных ситуациях, легко находит общий язык со многими сторонами. Он очень образован. У него не только «философский опыт», но и диплом Центрально-европейского института в Праге. У Маргвелашвили серьезное европейское воспитание. И долгий путь в качестве ученого и руководителя.
Маргвелашвили был руководителем одного из лучших вузов страны – грузинского Института общественных дел. Это грузино-американский институт, и Георгий долгие годы руководил им. Кроме того, он великолепный лектор и у него прекрасные отношения со студентами.
Этот человек не очень политически ангажирован – он не представляет ни одну политическую партию. А ведь по новой конституции, которая вступает в силу после президентских выборов, глава государства уже не сможет занимать партийный пост. Таким образом, беспартийность Маргвелашвили – большой плюс. Беспартийность президента свойственна именно парламентским республикам, а я, как представитель Республиканской партии, всегда ратовал за парламентскую форму правления, где президент – арбитр, стоящий над партиями.
Маргвелашвили легко находит общий язык с премьером. Им вместе будет комфортно работать. Это очень важно с точки зрения гармоничной работы власти в будущей парламентской системе. Президент и премьер должны сотрудничать, а не враждовать. Отсутствие политического опыта, скорее плюс, чем минус, поскольку у грузинских политиков огромный груз ответственности за все, что происходило в стране последние десятилетия, а он в тех процессах не участвовал.
Что касается популярности: общественность лучше узнает Георгия в течение двух-трех месяцев. Я абсолютно уверен в его победе, зная личные качества Маргвелашвили и понимая, сколько будет сделано с нашей стороны для обеспечения его победы.
Иосиф Цинцадзе, ректор Дипломатической академии
Не думаю, что Маргвелашвили – лучшая кандидатура из всех возможных. Он ни в коей мере не сможет быть нейтральным, поскольку полностью ассоциируется с «Грузинской мечтой». Президент, согласно нашей новой конституции – своеобразный «кризис-менеджер». Маргвелашвили формально считается беспартийным, но ведь он фаворит премьер-министра! Это гораздо больше, чем партийность. На самом деле, он гораздо в большей степени является лидером «Грузинской мечты», чем простой член этой партии, и не сможет быть «честным брокером» по известному высказыванию Бисмарка. В условиях правительственного кризиса, в парламентской республике президент обязан обеспечить проведение консультаций и поиск компромисса. В этом качестве Маргвелашвили будет слабым президентом, поскольку он полностью связан с премьером и его командой.
Было бы лучше подыскать человека с большим жизненным опытом. Маргвелашвили слишком молод для выполнения роли президента – отца нации, каким должен быть глава государства в парламентской республике.
Маргвелашвили реально является фаворитом правящей коалиции, но если коалиция распадется, он не справится с парламентскими кризисами. С другой стороны, у него нет достаточного жизненного опыта, чтобы выполнять роль «надпартийного президента».
Мераб Пачулия, руководитель социологической службы Gorbi
Не думаю, что у Маргвелашвили возникнут проблемы на выборах. Кандидат от бывшей правящей партии Единое национальное движение, скорее всего, вообще не попадет в тройку лучших. На второе место сможет претендовать экс-спикер Нино Бурджанадзе. Многое зависит от того, как она поведет свою предвыборную кампанию. Нино до сих пор сохраняет мораторий на критику «Грузинской мечты» и премьера Иванишвили. То есть пока Бурджанадзе пассивна и не проявляет особого желания побороться за престижное второе место.