Вестник Кавказа

Россия: угрозы с Востока и с Запада

Россия: угрозы с Востока и с Запада
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Говоря об внешних угрозах безопасности для России, эксперты обычно называют односторонний силовой подход в международных отношениях; противоречия между основными участниками мировой политики; угрозу распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов; а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической области и в сфере высоких технологий. В качестве государств, с территории которых могут исходить глобальные угрозы, часто называют США и Китай. Между тем, очевидно, что сегодня речь не идет о большой войне, к которой готовились в советское время, и даже о региональном конфликте, вроде пятидневной войны 2008 года. Речь идет о так новых угрозах безопасности, которые переплетаясь дают разрушительный эффект, сопоставимый с региональными конфликтами. В частности, весьма серьезные последствия для России может повлечь вывод войск НАТО из Афганистана в следующем году и в целом ситуация, складывающаяся в Центральной Азии.

Директор аналитического центра Института международных исследований МГИМО МИД РФ Андрей Казанцев основные проблемы видит в наркоторговле, неконтролируемой миграции из Центральной Азии в Россию и распространении экстремизма.

"По данным Федеральной службы по контролю за наркотиками России, до 40 000 молодых россиян умирает в год от героина. Эти цифры примерно сопоставимы потерями России от войны в Афганистане в советское время. И более того, эта угроза четко связана с двумя другими", - говорит Казанцев.

"Насчет экстремизма. Мы немножко расслабились после того, как ситуация на Северном Кавказе была немножко купирована. А вообще-то сейчас Москва превращается, по данным ФСБ, в международный террористический центр. Приезжают, например, таджикские рабочие, их здесь уже вербуют экстремистские структуры, отправляют воевать в тот же Афганистан или в Сирию. Получается такой круговой маршрут. Существует связь между растущими миграционными потоками и террористической деятельностью. А они увязаны с наркоторговлей. Производство наркотиков в Афганистане является одним из источников финансирования террористической деятельности во всем мире, в том числе, и в России", - считает Казанцев.

Что касается миграционных процессов, то, по словам эксперта, "еще до недавнего времени в России практически не было трудовых мигрантов из Казахстана. Но, по последним данным, сейчас резко выросла миграция с юга Казахстана, трудоизбытого и очень исламизированного региона (в отличие от других частей Казахстана). Казахские мигранты уже превзошли по численности, по официальным данным ФМС, киргизских трудовых мигрантов на территории России. Это потому, что мы открываем границы. Или, например, летом ФСКН потребовала вернуть на границу России с Казахстаном пункты контроля за наркотиками, потому что по данным ФСКН за время, прошедшее со времен старта евразийской интеграции, открытия границ в рамках Таможенного союза, в два раза увеличились наркотические потоки на территорию России.
Активизация политики нашей страны в плане евразийской интеграции, которая, безусловно, носит позитивный характер, вдвойне усиливает эти риски, связанные с Афганистаном. Даже центральноазиатские службы жалуются, что идет отток людей экстремистской ориентации на территорию России. И в Афганистане еще не известно, как все сложится после 2014 года, несмотря на то, что западное руководство, в частности, президент Обама, пытаются делать «хорошую мину при плохой игре»".

Есть претензии к американскому руководству и у гендиректора Центра политической конъюнктуры Сергея Михеева. В интервью "Вестнику Кавказа" он заявил: "После обрушения Советского Союза был исторический шанс установить между Западом и Россией принципиально новые отношения. Россия сделала для этого все возможное. Мы добровольно отдали все, что в течение последних трех веков приобретали. Для Запада в XX веке противостояние с Советском Союзом было главной геополитической проблемой. Мы им сделали невероятный подарок - Советского Союза не стало. Что мы получили взамен? На мой взгляд, дырку от бублика. По сути, Запад не использовал исторический шанс выстроить принципиально новые отношения с Россией и действовал как мелкий лавочник, подобрав все, что плохо лежит, и сказав: "А теперь давайте вернемся к отношениям «холодной войны», и вы дальше мигрируйте в сторону Ледовитого океана". Боюсь, что эта позиция сохраняется в значительной степени сейчас".

По мнению Михеева, Запад продолжает воспринимать Россию как потенциального противника: "Очень серьезную роль здесь играют американцы. Они постоянно подогревают конфликтный потенциал между Европой и Россией, потому что в случае, если Европа и Россия найдут общий язык, роль американцев в Европе и в Евразии снизится радикально. Европе не нужен будет ядерный зонтик американцев. Европе в значительной степени станет менее интересна евроатлантическая интеграция. Для Европы будет не так важно политическое доминирование американцев, если им удастся договориться с Москвой о какой-то новой структуре безопасности, структуре сотрудничества. И в этом деле американцы используют исторические обиды, амбиции, недоверие в России республик бывшего Советского Союза и некоторых стран бывшего социалистического лагеря. Где-то это у них получается, где-то не получается, но, к сожалению, конфликтная составляющая, напряженность сохраняется".

Михеев уверен, что рецидивы «холодной войны» происходят постоянно: "Например, банальная ситуация с продажей российского газа в Европе. Была истерика, когда «Газпром» пытался войти во внутренние распределительные сети компаний в Западной Европе. Нас обвинили в том, что мы по трубам пытаемся оккупировать Европу. Это смешно, потому что даже в советское время Европа покупала советский газ у Советского Союза, и никто не говорил о том, что Советский Союз таким образом оккупирует Европу, а в новое время всплыла эта тема, и люди истерично стали обсуждать вопрос о том, что якобы вхождение «Газпрома» в некие коммерческие сети – это чуть ли не факт оккупации Европы, что является абсолютным абсурдом и маразмом. На мой взгляд, это как раз ситуация нагнетания враждебности.
Или, например, ситуация с югоосетинским конфликтом в 2008 году, когда все мировые информационные сети абсолютно сознательно транслировали зеркально неправильную картинку. Когда грузинская сторона начала артиллерийский обстрел Цхинвала, все мировые СМИ, а это в первую очередь европейские и западные медиа-холдинги говорили о том, что это русские обстреливают Тбилиси. Они совершенно намерено врали, это была спланированная информационная акция, и это одна из тех акций, которые постоянно поддерживают градус недоверия к России, градус враждебности".

16800 просмотров

Видео

Все видео


реклама