Швейцарское председательство в ОБСЕ пройдет под лейтмотивом создания "сообщества безопасности во благо людей". При этом один из основных акцентов будет поставлен на "Диалог и создание доверия в Южном Кавказе". Вняв предложению министра иностранных дел Буркхальтера, швейцарский бундесрат назначил опытного дипломата Ангело Гнедлингера на должность специального посланника в Южном Кавказе на время председательства Швейцарии в ОБСЕ. В круг задач Гнедлингера будет входить, в основном, оказание поддержки процессу сближения России и Грузии в вопросе Абхазии и Южной Осетии.
В этой сфере Берн может опираться на свой многолетний опыт дипломатической работы в южнокавказском регионе. Напомню, что, начиная с 2009 года, Швейцария на основании соответствующего мандата представляет дипломатические интересы Грузии в Москве, а также интересы Москвы в Тбилиси. Швейцария также выступила в роли посредника в 2011 году при заключении российско-грузинского таможенного соглашения, позволившего России, в конечном счете, вступить в ВТО. Берн, зарекомендовавший себя в качестве честного арбитра, теперь может поспособствовать продолжению ведущихся с 2009 года женевских переговоров по урегулированию абхазского и югоосетинского конфликтов. Во время швейцарского председательства в ОБСЕ речь будет идти, в основном, о мерах по созданию доверия между сторонами конфликта – таких, как проекты обмена в области искусства, молодежной сфере и т.п.
В многолетнем конфликте между Арменией и Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха Швейцария также может предложить свои услуги. С 2007 года Швейцария успешно посредничает в конфликте между Арменией и Турцией. В 2009 году Анкара и Ереван согласовали Цюрихские протоколы по нормализации двусторонних отношений. Швейцария продолжает поддерживать этот процесс сближения, даже с учетом того, что парламенты Армении и Турции не ратифицировали Цюрихские протоколы, и с 2011 года мирный процесс не продвинулся вперед.
Осенью 2013 года Международная кризисная группа предупредила об опасности резкой военной эскалации в Нагорном Карабахе. В самом деле, в 2013 году этот конфликт унес десятки жизней. В 2014 году нагорно-карабахский конфликт может "рвануть" в любую секунду, что может потребовать от председателя ОБСЕ Дидье Буркхальтера активного участия в качестве кризисного менеджера.
В конце 2012 года Швейцария выдвинула четырехлетнюю стратегию сотрудничества для Южного Кавказа, общий финансовый объем которой составил 100 миллионов швейцарских франков. Это направление в рамках деятельности ОБСЕ отлично укладывается в генеральную внешнеполитическую стратегию Швейцарии. Между уже принятыми кооперационными программами Швейцарии и пока еще планируемыми инициативами ОБСЕ, безусловно, найдется множество точек соприкосновения.
Швейцария обладает также хорошей исходной позицией для того, чтобы привлечь Россию в семью ОБСЕ: Берн традиционно поддерживает хорошие отношения с Москвой. В 2007 году Швейцария заключила с Россией соглашение о стратегическом партнерстве. В 2011 году Россия безоговорочно поддержала швейцарскую кандидатуру для председательства в ОБСЕ. Также партнеры "тройки" ОБСЕ – Сербия и Украина – поддерживает отличные контакты с Москвой. Эти факторы являются позитивными предпосылками, поскольку конструктивный диалог с Россией абсолютно необходим для прогресса в ОБСЕ.
Последовательное председательство Швейцарии и Сербии в ОБСЕ в 2014-2015 годах гарантирует то, что кризисные регионы юго-восточной Европы и Южного Кавказа еще долгое время будут оставаться на повестке ОБСЕ. В конечном итоге, Сербия имеет в Косово проблему, имеющую сходства с азербайджанской проблемой Нагорного Карабаха.
Министр иностранных дел Буркхальтер недавно подчеркнул, что не хочет подогревать больших ожиданий относительно швейцарского председательства. "Трения внутри ОБСЕ реальны. Не стоит делать вид, что в ходе швейцарского председательства в ОБСЕ в 2014 году все проблемы будут решены", - пояснил он. В самом деле, множество факторов могут осложнить повторение успеха швейцарского председательства в ОБСЕ в 1996 году. Существует риск, что такие государства, как США, Россия, Грузия, Молдова, Азербайджан или Армения воспрепятствуют принятию политических заявлений и решений, которые поддерживаются 95% других членов ОБСЕ. Это может произойти на встрече совета министров в Швейцарии в конце 2014 года или же на саммите ОБСЕ в Сербии в 2015 году. Подобные прецеденты уже наблюдались в Астане, и риск их повторения как дамоклов меч висит над председательством Швейцарии и Сербии в 2014 и 2015 годах. Швейцарская дипломатия должна продемонстрировать максимум креативности, чтобы найти общий язык с традиционно "ветирующими" государствами.