Вестник Кавказа

Палестинское направление иранской политики

Ксения Фомина

В Женеве прошла конференция по иранской ядерной проблеме, после которой и Тегеран, и "шестерка" признали подвижки в этом процессе. Однако жесткой позиции в отношении Ирана продолжают придерживаться в Израиле. Для сворачивания иранской ядерной программы надо усилить давление на Тегеран, иначе мировое сообщество будет получать лишь слова вместо дела, заявил израильский премьер Биньямин Нетаньяху. Одним из пунктов ирано-израильских противоречий остается палестинская проблема.

Палестинский трек ближневосточной внешней политики Исламской Республики Иран традиционно зиждется на непризнании права Государства Израиль на существование и на призывах к переделу палестинских земель с последующим созданием на них единого государства, в состав которого должно среди прочих влиться и нынешнее иудейское и христианское население Израиля. Политика Махмуда Ахмадинеджада в отношении арабо-израильского конфликта вполне соответствовала общей позиции Ирана по этому вопросу. Более того, в годы президентства Ахмадинеджада Иран занимал крайне радикальную позицию в отношении возможностей палестино-израильских переговоров и взаимных уступок. Официальные заявления иранских высших чинов давали понять, что Тегеран не видит и не допускает никаких вариантов мирного урегулирования кризиса на Ближнем Востоке.

Помимо традиционной идеологической линии, в описываемый период причина проведения такой политики Ираном крылась в следующем: вероятность сдвига мирного процесса между палестинскими арабами и израильтянами с мертвой точки влекла за собой масштабные геополитические изменения в регионе не в пользу исламской республики. Поэтому Тегеран в тот период выражал поддержку силам исламского сопротивления на юге Ливана и в Палестине. Одной из центральных сил этого сопротивления и основных объектов иранской протекции было проиранское шиитское объединение «Хезболла», образованное сразу после победы Исламской революции в шахском Иране с целью создания нового «орудия» против Израиля, которое могло бы служить задачам Ирана на палестинском направлении. Политико-идеологическую направленность «Хезболлы» с самого начала определяла идея джихада против сионизма и империализма.

Вскоре «Хезболла» нарастила свое влияние в регионе и превратилась в базу подготовки террористических элементов, имевших целью дестабилизацию политической обстановки на Ближнем Востоке и начало цепочки исламских революций. Методы, используемые «Хезболлой», включали как прямые военные действия, так и террор, саботаж, диверсии и пр. Организация активно использовала для достижения своих целей боевиков-самоубийц.

К началу XXI века в связи с изменениями во внешнеполитическом курсе Ирана активность «Хезболлы» уменьшилась, но организация продолжала оставаться иранским форпостом среди участников многостороннего ближневосточного конфликта. К этому стоит добавить, что в движении «Хезболла» в описываемый период не было единства – оно включало «радикальных» и «умеренных» членов организации, а также неоднозначное отношение к «Хезболле» в странах, где она базировалась – в Сирии и Ливане, подобное отношению к лагерям палестинских беженцев в этих же странах. Иран же оказывал «Хезболле» всестороннюю помощь, финансируя эту организацию, оказывая ей дипломатическую поддержку, снабжая ее необходимыми кадрами, вооружением и военной техникой.

Кроме того, Иран выражал всяческую поддержку и одобрение радикальным палестинским группировкам, противившимся примирению и даже простому сотрудничеству с Израилем – ХАМАС (когда эта организация одержала победу на выборах начала 2006 года в Секторе Газа, приоритетной для Ирана стала помощь этой организации в ущерб помощи более умеренному палестинскому объединению – ФАТХ, да и сама победа была одержана с безусловной опорой на иранскую помощь), «Исламский джихад», «Бригада мучеников Аль-Акса» (как через «Хезболлу», так и напрямую). Все эти группировки с молчаливого согласия Ирана оказывали сопротивление сближению между палестинской и израильской сторонами конфликта. Поддержка и помощь Ирана «Хезболле» и другим антиизраильским организациям региона традиционно сосредотачивалась на нескольких направлениях. Это политико-идеологическая поддержка, выражавшаяся в борьбе за легитимацию этих групп в глазах международного сообщества и сопровождавшаяся ставшими традиционными выпадами против «сионистских оккупантов»; пропагандистская поддержка, точнее, подпитка пропагандистской машины «Хезболлы» с целью распространения ее идей в местах ее дислокации; поддержка в сфере социального обеспечения, успех радикальных исламских организаций в котором активно пропагандируется в очагах конфликта; прямое финансирование; военная помощь в форме военной подготовки боевиков для исламских радикальных организаций.

Ярким примером сотрудничества между Ираном и «Хезболлой» стало лияние Ирана на ход Второй ливанской войны, в которой де-факто противником Израиля оказалась «Хезболла». Одна из самых протяженных по времени войн Израиля не принесла победы ни одной из сторон конфликта, однако послужила причиной значительных потерь с обеих сторон. Эта война была итогом диверсионной деятельности «Хезболлы», когда столкновение двух противоборствующих сил – шиитских боевиков и Израиля – оказалось неизбежно. Практически нет сомнения в том, что военные действия «Хезболлы» против Израиля в 2006 году начались по прямому указанию Ирана. Эта война была выгодна Ирану как в целях окончательного увода внимания общественности от уже начавшего сходить на нет мирного процесса, так и для отвлечения мирового сообщества от собственной ядерной программы. Также война «Хезболлы» с Израилем послужила отличным поводом для оказания организации военной помощи в открытую, без прежней конспирации.

10375 просмотров

Видео

Все видео


реклама