Вестник Кавказа

Обман без границ

Юрий Глушков
Обман без границ
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Армения находится в шаге от официального вхождения в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). После решения российского президента Владимира Путина, разрешающего Еревану вступить в формируемую организацию, свое слово 10 октября должны сказать два других партнера Москвы – Белоруссия и Казахстан. Ожидается, что через месяц на саммите глав государств ЕАЭС в Минске будет официально оформлено членство Армении в новой организации. Однако пока союзники россиян не выказывают столь же решительной позиции относительно приема Еревана в свой клуб, что с одной стороны сохраняет интригу, а с другой наращивает оппозицию внутри Армении против вхождения в ЕАЭС.

В Астане видят в новом союзе исключительно экономический проект, однако политика, так или иначе, вмешивается в процесс. Так, по мнению главы нью-йоркского представительства Института демократии и сотрудничества, политолога Андраника Миграняна, Армении нельзя доверять безопасность одним структурам, а экономическое благополучие – другим. "Если есть сверхдержава, которая дает гарантию твоей безопасности, то нужно продолжать с ней сотрудничество как в рамках ОДКБ, так и ЕАЭС. Вступление в ЕАЭС – единственно правильное и поворотное для Армении решение", - считает Мигранян.

Если в присоединении Киргизии и Таджикистана к ЕАЭС еще проглядываются хоть какие-то экономические перспективы, то в случае с Арменией все выглядит настолько тускло, что целесообразность ее присоединения объясняется одной только политикой. Россия берет на себя основной риск вытягивания армянской экономики из той бездны, в которой она оказалась. Вдобавок Армению притягивают к ЕАЭС еще и для того, чтобы она вместе с Грузией, Молдавией и Украиной не ушла в другой интеграционный проект с Европейским Союзом – программу ассоциации с ЕС.

Пример Украины в этом контексте показателен. Многие аналитики полагают, что для страны, которую из-за интеграционных метаний нынче раздирает гражданская война, лучший выбор – это внеблоковый статус как в военной, так и экономической составляющей. Решение же проблем Армении видится исключительно в рамках присоединения к ЕАЭС, что грозит в будущем внутренними политическими катаклизмами. Нынешняя власть потеряла значительную часть доверия вследствие тех же метаний и резких разворотов своих геополитических предпочтений. Армянская оппозиция уже сегодня без обиняков ищет корни любых неудач правительства именно в этой плоскости, призывая к своим майданам.

Россия сознательно взваливает на себя ношу содержания и субсидирования армянской экономики для поддержания у власти правящего карабахского клана.

По сути, Россия сознательно взваливает на себя ношу содержания и субсидирования армянской экономики для поддержания у власти правящего карабахского клана. При ее собственной конфронтации с Западом, экономических затруднениях и санкционном режиме, хватит ли сил и средств кормить подстроившегося сателлита?

Ответ очевиден, сил практически нет. Так, российская госкомпания "Роснефть" фактически потеряла интерес к возрождению производства на крупнейшем армянском химическом комбинате "Наирит", а его рабочие уже несколько месяцев не получают зарплату и бастуют. Как заявил на днях министр энергетики Армении Ерванд Захарян, россияне больше не рассматривают возможности инвестиций в завод, и правительство ищет иные варианты запустить предприятие. Завод "Наирит", на котором планировалось возобновить производство хлоропренового каучука, простаивает с апреля 2010 года. В прошлом году "Роснефть" совместно с итальянской Pirelli объявили о планах инвестировать в химгигант около $400 млн. В нынешних условиях такого рода вложения можно рассматривать только как безрассудство.

Участники объединения отчетливо осознают, что получая Ереван в ЕАЭС, страны, формирующие его, автоматически получают неразрешенный, с глубокими корнями конфликт, плюс неудобные отношения с экономическим лидером Южного Кавказа – Азербайджаном, часть территорий которого оккупирует Армения. Отсутствие общей границы с какой-нибудь из стран Евразийского Союза, а также закрытость границ самой Армении с Азербайджаном и Турцией из-за конфликта в Нагорном Карабахе, сводит эффективность интеграции стран ЕАЭС, если не к нулю, то к крайне минимальным показателям.

Уже сегодня Россия не имеет возможностей эффективно снабжать свою военную базу в Армении техникой и снаряжением из-за закрытия Грузией и Турцией транзитного пролета для российских военных самолетов над своей территорией. А как вообще торговать со страной, как вкладывать инвестиции в производство, когда логистика доставок грузов упирается в транзит через третью страну, причем не самую дружественную России? Любые консервы или банки с вареньем, свежие овощи или фрукты перед тем, как по автомобильной дороге или паромом попасть в Россию и далее в Казахстан или Белоруссию, должны будут проследовать транзитом через Грузию – страну, которая выбрала другой интеграционный проект – с Европейским союзом.

Кто и как в Москве сможет гарантировать, что армянские абрикосы или персики, добравшиеся до погранперехода "Верхний Ларс", окажутся именно армянскими, а не грузинскими, турецкими или еще какими-нибудь. Непроницаемость экономических границ ЕАЭС может оказаться под угрозой, а как следствие российский рынок при таком "сквозняке" может иметь значительный уровень контрабанды.

Нежелание Еревана освободить оккупированные районы для открытия транспортных коммуникаций с Азербайджаном и Турцией создает ощутимые препятствия для интеграции

Конфликт Армении с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, нежелание Еревана освободить оккупированные районы для открытия транспортных коммуникаций с Азербайджаном и Турцией создает ощутимые препятствия для интеграции. Примечательно, что для исполнения условий нахождения в ЕАЭС Армении придется жестко контролировать границу с непризнанным Нагорным Карабахом, введя полноценную таможню и проверки соответствия товаров. Исходя из буквы закона, на территорию России, равно как и других стран Евразийского Союза, не должны попадать товары, произведенные в Нагорном Карабахе, на тех же льготных условиях, что и армянские. Эта тема, поднятая президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым на последней встрече на высшем уровне, похоже самая неудобная для армянского руководства.

В очередной раз, отвечая Казахстану на прямой вопрос о Карабахе, в Ереване вынуждены подтвердить, что Нагорный Карабах, как самопровозглашенная и никем (в том числе и самой Арменией) непризнанная территория, останется вне пределов нового союза. С последним таким заявлением выступил глава МИД Армении Эдвард Налбандян, принимавший 8 сентября в гостях в Ереване своего коллегу из Австрии. Однако, судя по предыдущим заявлениям армянских политиков, сказанные Налбандяном слова предназначены лишь для внешнего успокоения. Для внутреннего пользования в Армении звучат совсем иные выражения. В реальности в Ереване надеются обманывать своих союзников, выдавая карабахские фрукты овощи за свои.

13925 просмотров