Недавно Федеральное агентство по делам молодежи перешло в подчинение Министерства образования и науки. Речь идет о том, что работа с молодежью должна быть менее политизирована. В СКФО молодежная политика находится на подъеме в связи с активностью, которую в последнее время развило президентское полпредство в округе, а также главы республик, надеющиеся закрыть молодым людям «дорогу в лес». О молодежной политике в одной из самых спокойных республик СКФО - Северной Осетии – корреспонденту «ВК» рассказал ее глава Таймураз Мамсуров:
- Северная Осетия – достаточно молодая республика. Исходя из того, что (это не банальность) будущее за молодежью, мы, конечно, делаем все, чтобы наша молодежь овладевала знаниями, была здорова и духовно, и физически, и нравственно. Если чиновничью сторону рассматривать, то, конечно, есть молодежная политика, есть министерство по делам молодежи, есть в парламенте соответствующие структуры, есть проекты, программы, финансирование. Но на проблему молодежи надо смотреть гораздо шире. Это и среда, в которой молодежь растет. Поэтому мы хотим, чтобы все российское общество было здоровым, правильно оценивало жизнь, умело преодолевать трудности. Мы настраиваем нашу молодежь на то, что никто ей не обещает безоблачных лет впереди. Скорее всего, будут непростые времена, и мы настраиваем свою молодежь на то, чтобы жила она с духом победителя. В целом я радуюсь нашей молодежи. Мы видим много хороших примеров по объединению нашей молодежи. На этом фоне еще уродливее выглядит то, что мы, к сожалению, тоже иногда видим - это преступность, наркомания, безнравственность, бездуховность, нежелание учиться и т. д. Это болезни, которыми болели все поколения, и мое тоже. Но я уверен, что в Осетии очень хорошая молодежь. Я спокоен за будущее моей республики.
Уровень безработицы в нашей республике по сравнению со средним уровнем в СКФО не такой, чтобы вызывать тревогу.
Что касается дотационности, я всегда пытаюсь донести до любого: дотационным является субъект или не дотационным – этот вопрос никакого отношения не имеет к тому, чтобы оценивать республику, область, край. Потому что изначально все в разных условиях: у одних есть недра, у других есть другие богатства. Есть территории, которые, что бы ни делали, не будут донорами. И не должны быть, и не надо, и никто этого не ждет. Страна – федерация, есть федеративные взаимоотношения, в том числе бюджетные. Там все расписано, никто с протянутой рукой не ходит. Если территория растет, и у нее растет внутренний валовый продукт, она отчисляет налоги в федеральный бюджет – это нормальное явление. Поэтому попрекать дотационностью – это просто безграмотно. Тот, кто мало соображает, почему-то носится с этой проблемой.
- Как вы собираетесь победить безработицу?
- Безработица для Кавказа не плоское явление. У нас избыток рабочей силы. Он был и в советское время, но в советское время об этом думали, переживали, увозили сотни, тысячи людей вахтовым методом работать в другие территории России. Сегодня обстановка продолжает сохраняться такой, что каждый сидит в своем субъекте и не хочет никуда выехать, даже если он способен в другом конце России поработать и реализовать свои профессиональные качества и возможности.
Когда мы поймем, что наша страна – один дом, и он наш общий, вернется возможность в любом конце России устраиваться и работать на шахтах, в других местах, где у нас много специалистов, то эта проблема будет решаться естественным образом. Речь идет об избытке рабочей силы, а не о безработице в плоском, жестком понимании этого вопроса.
- Какие направления Стратегии развития СКФО вы считаете приоритетными для Северной Осетии?
- Они известны, я не буду ничего открывать. Это создание новых рабочих мест. Это проблема, которую легко обозначить, но трудно понять до конца. У нас, чем чаще произносят фразы, тем меньше соображают, о чем идет речь. Сегодня создавать рабочие места – это значит внедрять технологии. Сегодня технологии безлюдны. Чем современнее технологии, тем меньше людей там должно быть. Поэтому стратегия создания рабочих мест – это помощь людям, которые хотят реализовать себя в малом бизнесе, в аграрной сфере, в фермерстве.
Что касается другого аспекта Стратегии – это крупный проект развития туризма на Кавказе. Что бы там ни говорили скептики, это реальная задача, она будет выполнена.