Вестник Кавказа

Логистика позволит активизировать торговлю Индии с Азербайджаном

В прошлом месяце в Баку был подписан меморандум о взаимопонимании между торгово-промышленными палатами Азербайджана и Индии, Конфедерацией предпринимателей Азербайджана, а также Азербайджанским фондом поощрения экспорта и инвестиций (AZPROMO). Торгово-экономические связи Индии и Азербайджана имеют значительный потенциал. В 2017 году торговый оборот государств составил 462,5 млн дол., что пока не соответствуют имеющемуся потенциалу.

Необходимость недавней поездки министра иностранных дел Индии Сушмы Сварадж в Азербайджан для участия в министерской конференции стран Движения неприсоединения назревала давно, пишет The Hindu Business Line в статье Improving logistics will boost bi-lateral trade. По данным издания, древний Баку, расположенный на берегах Каспийского моря, сталкивается с суровыми ветрами. Тем не менее политические и коммерческие ветра, веющие через Баку, никогда не были связаны с Индией, за исключением редких случаев в конце 1990-х или в первом десятилетии XXI века.

Стратегически важная страна, объем экономики которой составляет $170 млрд, имеющая огромные запасы нефти, политически мало связана с Индией, однако двусторонняя торговля в последнее десятилетие развивается успешно. Ее объем вырос почти в 10 раз с 2005 по 2017 год (с $50 млн до почти $500 млн). Скачок в двусторонней торговле совпал с открытием нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) в 2007 году. Индийские нефтяные компании приобретают достаточно большие объемы нефти, поставляемой по этому трубопроводу. Компания ONGC Videsh остается одним из инвесторов в БТД. Основным предметом двусторонней торговли стала азербайджанская нефть. Индия же поставляет в Азербайджан рис, говядину и чай.

Однако проблемы с логистикой усложняют укрепление торговых связей. Транспортный коридор Север-Юг должен помочь устранить основные логистические проблемы, с которыми сталкиваются обе страны. Транспортный коридор Север-Юг - мультимодальная сеть морских, железнодорожных и автомобильных путей для перевозки грузов между Индией, Ираном, Афганистаном, Арменией, Азербайджаном и Россией. Коридор позволит расширить торговые связи между такими крупными городами, как Мумбаи, Москва, Тегеран и Баку. Как только он будет закончен, время транспортировки между Индией и Азербайджаном должно сильно сократиться. Коридор обходит Суэцкий канал и позволит доставлять индийские продукты в Санкт-Петербург всего за 14 дней. В настоящее время транспортировка занимает 42 дня. После завершения строительства ирано-азербайджанского участка транспортного коридора Север-Юг индийские порты будут связаны с Азербайджаном через Иран (порт Чабахар), что позволит разрешить логистические проблемы и поставлять товары при меньших затратах. Планируется, что новый маршрут снизит расстояние и затраты на 40% и 30% соответственно.

Можно выделить три сектора, представляющих основной интерес для двусторонней торговли - пищевая промышленность, фармацевтика и технологии. Азербайджан стремится диверсифицировать свою экономику и снизить зависимость от нефти, и Индия может сыграть ключевую роль в этом вопросе.

12110 просмотров