На последней пресс-конференции Бидзина Иванишвили вновь, на этот раз однозначно и безо всяких оговорок заявил, что намерен оставить пост и уйти из политики сразу после президентских выборов 27 октября. Премьер говорил об этом и раньше, но всегда как то расплывчато, обуславливая уход «ситуацией в стране в конкретный период».
«А если на президентских выборах не победит ваш кандидат Георгий Маргвелашвили?», - спросили уходящего премьера. Ответ оказался весьма любопытным: «В этом случае я освобожусь от любых обязательств, смогу жить, где захочу и делать все, что хочу». Тем самым он дал понять, что уйдет в любом случае, но линию своего поведения выберет в соответствии с тем, поддержат ли избиратели его ставленника на предстоящих президентских выборах.
Сейчас много гадают о том, кто станет премьером после Иванишвили. Чаще всего называют имя его бывшего помощника по банку «Карту» Георгия Квирикашвили, занимающего пост министра экономического развития в ранге вице-премьера. Хотя не стоит сбрасывать со счетов и министра внутренних дел Ираклия Гарибашвили – также выходца из банка «Карту», ставшего своеобразной «кузницей кадров» после прихода к власти «Грузинской мечты».
Иванишвили не допускает и мысли о том, что президентом может стать экс-спикер Нино Бурджанадзе, считающаяся единственным серьезным пророссийским политиком в Грузии. На той же пресс-конференции Иванишвили попытался перехватить у нее инициативу, сказав, что хотя у правительства сейчас «нет позиции по Таможенному и Евразийскому союзу», но в будущем, «если членство в этих организациях будет отвечать интересам Грузии, то почему бы и нет?». Одновременно премьер выразил полную поддержку США в сирийском вопросе. Такое балансирование в стиле Эдуарда Шеварднадзе призвано скрыть истинные намерения премьера и не ответить на главный вопрос: «Что будет делать Иванишвили после ухода из политики?».
Он много раз говорил займется укреплением гражданского общества». Но каким образом? Создаст неправительственную организацию? Будет спонсировать уже существующие НКО? И если Иванишвили действительно планирует усилить гражданское общество, то почему он на днях закрыл свое любимое детище - телекомпанию «Девятый канал»? Как же гражданское общество может влиять на власть без сети независимых или, по крайней мере, неправительственных СМИ?
На эти вопросы Иванишвили не отвечает, давая тем самым противникам обильную пищу для всякого рода инсинуаций. Например, один из соратников президента Саакашвили по бывшей правящей партии «Единое национальное движение» Нугзар Циклаури сказал в беседе с «Вестником Кавказа», что на самом деле Иванишвили уходит, поскольку достиг главной цели - сумел «увести» свой капитал из России. Согласно этой версии, придя в грузинскую политику осенью 2011 года, Иванишвили намекнул Кремлю на возможный поворот в сторону России, добился согласия на продажу миллиардных активов, перевел деньги на Запад, а сейчас спокойно уедет во Францию, гражданином которой является. «Ведь общеизвестно, что без согласия президентской администрации в России невозможно продать крупный актив, а Иванишвили получил «добро» только благодаря обещанию «свалить» столь ненавистного кремлю Саакашвили», - объяснил Циклаури.
Его коллега по президентской партии Давид Дарчиашвили не исключает еще одного мотива: «С 1 января 2014 года вступает в силу новая конституция, согласно которой иностранный гражданин лишается права занимать высшие государственные посты. Иванишвили является гражданином Франции. Согласно указу президента Саакашвили, он автоматически становится грузинским гражданином, если откажется от французского гражданства, но в том-то и дело, что для Иванишвили важнее сохранить французский паспорт, чем пост премьер-министра Грузии» - уверен Дарчиашвили.
Однако сам премьер, как бы опровергая эти измышления, намекнул на пресс-конференции, что у него есть мечта: превратить Грузию в Дубай. В этот проект он готов лично инвестировать несколько миллиардов долларов. «Я вложу 90% всех своих денег», - обещал премьер. Если учесть, что капитал Иванишвили достигает 6 млрд долларов, то есть превышает весь государственный бюджет Грузии, такие инвестиции могут стать мощным стимулом развития. Не лишены смысла и часто звучащие экспертные мнения о том, что осуществить инвестиции из собственного кармана Иванишвили сможет только в ранге независимого бизнесмена, то есть оставив государственный пост и уйдя из политики.
Какая из этих версий соответствует истинным намерениям Иванишвили, остающегося весьма таинственной личностью, покажет ближайшее будущее.