В ходе своего визита в Тегеран министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас почувствовал на себе гнев правительства Ирана в связи с отсутствием успехов в спасении ядерного соглашения. Как пишет немецкое издание Der Tagesspiegel в материале Auch im Iran wollen nicht alle ein Ende der Krise, без поддержки иранской торговли экономический кризис в ИРИ и международная изоляция страны, очевидно, еще более усугубятся. И это стало бы весьма выгодным сценарием для некоторых могущественных сил в Исламской Республике.
Если Европа не сможет в ближайшее время предпринять конкретные шаги по защите торговли с Ираном от санкций США, то соглашение прекратит действовать, заявил на днях Джавад Зариф. Напомним, что Зариф и президент Хасан Рухани в свое время обещали иранцам, что ядерное соглашение 2015 года приведет к расширению торговли с Западом и, следовательно, к повышению уровня благосостояния в стране. Однако выход США из договора и введение новых американских санкций в прошлом году разрушили эти надежды.
Правительство Рухани угрожает прекратить ядерную сделку уже в начале июля, если нынешняя ситуация не изменится. Маас, который вместе со своими европейскими коллегами желает сохранить соглашение, выступил в Тегеране в защиту платежного инструмента Instex, призванного защитить торговлю между Европой и Ираном. Вскоре Instex начнет функционировать, однако Маас уже признался, что "чудес" обещать не может.
Между тем сторонники жесткой линии в иранском парламенте требуют, чтобы Иран немедленно вышел из ядерного соглашения. Правительству Рухани срочно нужен успех, чтобы убедить критиков внутри страны в правильности своей линии, но даже революционный лидер, аятолла Али Хаменеи все дальше отходит от поддержки ядерной сделки. Хаменеи недавно заявил, что несколько раз предупреждал Рухани и Зарифа о том, что ситуация развивается в неверном направлении. Четыре года назад он дал зеленый свет сделке, но при этом всегда следил за тем, чтобы не позиционировать себя как ее активного сторонника. Сегодня Хаменеи легко дистанцироваться от соглашения.
И верховный лидер Ирана, и другие политические игроки в Тегеране питают недоверие не только к Западу, но и к президенту Рухани, потребовавшему в последние недели большей власти для себя ради решения экономических проблем страны. Противники президента из конкурирующих центров власти опасаются, что в случае расширения полномочий президента их собственное влияние уменьшится. Тот факт, что Маас и премьер-министр Японии Синдзо Абэ намерены посредничать в конфликте Ирана с США, дает определенные очки правительству Рухани, однако призывы европейцев к новым переговорам по иранской ракетной программе, которую Израиль, Саудовская Аравия и другие государства региона воспринимают как угрозу, не имеют шансов быть услышанными в Тегеране.
Экономические интересы также играют роль во внутреннем иранском противодействии ядерному соглашению. Поскольку Ирану пришлось десятилетиями справляться с торговыми ограничениями США и других стран, частные предприниматели и правительственные учреждения научились использовать в своих интересах дефицит импорта и экспорта. Нормализация экономических отношений с зарубежными странами, к которой стремится Рухани, была бы ударом для этих сил.
Объем иранской теневой экономики оценивается примерно в 30 млрд евро, сообщает иранская газета "Financial Tribune". Центральную роль в ней играет Корпус Стражей Исламской Революции, который подчиняется Хаменеи. Это действительно важный экономический игрок, бывший президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад однажды назвал КСИР "нашими братьями-контрабандистами".
Предприятия, которые находятся в зоне контроля КСИР и строят бизнес-модель на обходе санкций, считают открытую иранскую экономику Ирана угрозой для их прибыли, заявил эксперт-иранист Менахем Мерхави из израильского аналитического центра JISS. Эти круги близки к революционному лидеру Хаменеи. «Если Хаменеи даст добро, то те, кому выгоден кризис, могут даже попытаться свергнуть президента Рухани», - предупреждает Мерхави.