Латинская Америка нашла нового основного торгового партнера - Китай, поскольку экономические отношения стран региона с США слишком неопределенные. По прогнозам, в 2017 году рост экономики Латинской Америки составит всего 1%. Международный частный сектор отступает из региона с угрожающей скоростью, а чистый приток капитала в Латинскую Америку впервые с 1998 года показал негативное значение. Традиционно в неспокойные времена регион обращался за финансовой и торговой помощью к США - будь-то финансирование со стороны Всемирного банка, поддерживаемого Вашингтоном, Межамериканского банка развития, или посредством торговых и инвестиционных переговоров.
Но во время президентства Дональда Трампа все выглядит неопределенным. Слишком рано судить, какой будет политика президента по отношению к банкам развития, но и без этого уже ясно, что кредитование региона со стороны учреждений, традиционно поддерживаемых США, снизилось. Президент Трамп, не теряя времени, объявил о выходе из Транстихоокеанского партнерства (ТТП) и заявил о своих планах пересмотреть Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Многие латиноамериканцы приветствовали бы возможность пересмотра ТТП и НАФТА, если бы усилия предпринимались на равных условиях и по доброй воле. Чилийские переговорщики по ТТП, поняли, что не получат особых преимуществ от партнерства. В частности, положение, которое предписывает стране дерегулировать свои финансовые рынки и законы об интеллектуальной собственности, дало бы крупным американским фирмам открытое поле для ведения бизнеса в стране без особой конкуренции или вмешательства со стороны государства.
Что касается НАФТА, то торговое соглашение 1994 года способствовало увеличению мексиканского экспорта в США в семь раз, а прямые иностранные инвестиции выросли в четыре раза по сравнению с периодом до НАФТА. Несмотря на торговлю и инвестиции, средний рост ВВП Мексики упорно колебался в пределах 1% в расчете на душу населения после заключения НАФТА, и страна потеряла по крайней мере, два миллиона рабочих мест в сельском хозяйстве, так как дешевый импорт кукурузы и других товаров наводнил Мексику из-за НАФТА.
Страны региона опасаются обсуждать что-либо с правительством, которое унижает и называет их граждан bad hombres (плохие люди). Зато Китай считает Латинскую Америку и Карибский бассейн ”территорией жизненной силы и надежды”. Китай пообещал увеличить товарооборот с регионом на $500 млрд и вложить $250 млрд инвестиций к 2025 году. Чтобы закрепить свои намерения, два китайских банка развития, Банк развития Китая и Экспортно-импортный банк Китая, в настоящее время обеспечивают большее финансирование Латинской Америке, чем Всемирный банк, Межамериканский банк развития и Андская корпорация развития (АКР) вместе взятые каждый год.
В дополнение к двусторонним кредитам Китай также вложил $35 млрд в рамках многосторонних финансовых платформ для Латинской Америки. Китайско-Латиноамериканский индустриальный инвестиционный фонд развития с бюджетом в $20 млрд и Китайско-Латиноамериканский инфраструктурный фонд с $10 млрд - два новых учреждения, созданных в 2015 году. Кроме того, Китай вложил $5 млрд в Фонд сотрудничества Китая и Латинской Америки, который был создан в 2014 году.
На прошлой неделе, когда президент Трамп попытался заставить Мексику заплатить за строительство стены между двумя странами, Китай стал одним из ключевых партнеров Мексики. 2 февраля Мексика объявила, что китайский автопроизводитель JAC Motors построит в Идальго завод стоимостью $212 млн, который может предоставить 5500 рабочих мест в Мексике.
Тем не менее Латинской Америке придется нелегко. В то время как китайская торговля и инвестиции в регион способствовали ускорению экономического роста в период с 2003 по 2013 год, они также привели к деиндустриализации многих стран региона из-за импорта более дешевых китайских промышленных товаров. Более того, аппетит Китая к латиноамериканской нефти и полезным ископаемым усиливает разрушение окружающей среды и социальные конфликты в регионе.
Латинская Америка имеет ряд сильных региональных учреждений - Латиноамериканский банк развития и Экономическую комиссию Латинской Америки и стран Карибского бассейна, которые могли бы работать с более слабым Сообществом государств Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC), чтобы гарантировать, что китайский план по участию в деятельности региона будет способствовать долгосрочному росту на экологически устойчивой основе, также являющейся социально инклюзивной.
Если не произойдет коррекции курса в американской политике, государствам Латинской Америки придется самим выстраивать более конструктивные отношения с китайским правительством, которое готово заполнить потенциальный вакуум, оставленный Соединенными Штатами.