Из-за обильного снегопада, метели и ограниченной видимости, запрещено движение транспорта по Военно-Грузинской дороге – единственной автомагистрали, связывающей Грузию и Армению с Россией. В Дарьяльском ущелье, на североосетинском участке российско-грузинской границы, автомобилям запрещено останавливаться, а движение осуществляется лишь под надзором патрульной полиции. По сути, автомобили могут двигаться только из Владикавказа до грузинского Казбеги и обратно.
Две-три недели назад ситуация была аналогичной - сотни большегрузных автомашин из Грузии и Армении, перевозивших сельхозпродукты в РФ, оказались запертыми в районе горнолыжного курорта Гудаури. Водителям по несколько дней приходится жить в кабинах своих трейлеров и питаться за свой счет. И так продолжается из года в год.
Это не прибавляет популярности "автотрассе", если ее все еще можно так называть, особенно среди армянских водителей. Но в отличие от грузинских перевозчиков, у которых есть возможность доставлять селхозпродукты на рынки Россию через Азербайджан, у Армении такой альтернативы нет. Причем безвыходная ситуация на Военно-Грузинской дороге часто складывается не только зимой, но и в самый разгар лета – из-за обильных селей, свойственной этому региону Грузии.

Что касается альтернативных маршрутов, последние события поставили крест на проекте возобновления сквозного железнодорожного движения через територию Абхазии из России в Закавказье. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и его заместитель Григорий Карасин заявили, что этот вопрос – предмет переговоров между Тбилиси и Сухуми. Но грузинская сторона отказывается вести переговоры на этот счет с руководством Абхазии.
"Эта железная дорога связывает две страны – Грузию и Россию. Поэтому ни с кем, кроме России, мы переговоры вести не будем", - заявил "Вестнику Кавказа" спецпредставитель премьер-министра Грузии по урегулированию отношений с РФ Зураб Абашидзе. По словам Абашидзе, его коллега по переговорам Григорий Карасин "не особо акцентировал внимание на данном вопросе" в ходе последнего раунда переговоров в Праге.
Очевидно, Тбилиси учитывает и интерес Азербайджана. В Баку внимательно следят за развитием ситуации вокруг "абхазской железной дороги", а когда Грузия на 100% зависит от поставок энергоносителей из Азербайджана. Иллюстрацией этой политической конфигурации стала встреча в Карсе президентов Азербайджана, Грузии и Турции, в ходе которой три лидера приняли участие в церемонии закладки фундамента Трансанатолийского газопровода (TANAP), который даст возможность Грузии получить еще больше энергоносителей из соседней страны, причем значительную часть – по льготной цене.

В СМИ и заявлениях официальных лиц промелькнуло было сообщение о возможном строительстве Аваро-Кахетинской автодороги из Дагестана - в восточногрузинскую провинцию Кахети, но грузинская общественность выступила против прокладки новой коммуникации через проблемные регионы Северного кавказа, после чего все разговоры на этот счет прекратились. Кстати, в последние годы существования СССР всерьез рассматривался вопрос о строительстве железной дороги через Ингушетию, но об этом сейчас тоже мало кто помнит.
Положение, создавшееся в сфере коммуникаций, подтверждает, что проблемы в российско-грузинских отношениях (как и кавказские проблемы вообще) невозможно решить по отдельности – в "пошаговом режиме". Сущность этих проблем требует движения не от частного к общему, а наоборот. Именно в этом – главная трудность реального урегулирования взаимоотношений между Россией и Грузией.