В конце октября в Баку прошло первое заседание азербайджано-иранской совместной рабочей группы по военному сотрудничеству под руководством министра обороны Азербайджана Закира Гасанова и заместителя министра обороны Ирана Ходжатоллы Горейши.
Как отмечает Eurasianet в материале Iran and Azerbaijan Boosting Military Ties, рабочая группа была создана еще в 2015 году после визита министра обороны Ирана Хусейна Дехгана в Баку. С тех пор военное сотрудничество нарастает - президент Азербайджана Ильхам Алиев посетил Тегеран в марте, Закир Гасанов в апреле, а азербайджанские военные корабли совершили свой первый визит в Иран в начале октября.
Но двухлетняя задержка с проведением первой встречи вызвала вопросы о том, насколько серьезны намерения Ирана и Азербайджана в отношении реального сотрудничества, особенно учитывая тесные военные связи Азербайджана с Израилем, главным врагом Тегерана.
Внимательно рассматривался вопрос о потенциальных закупках оружия у Ирана. Ильхам Алиев на встрече в 2016 году в Германии говорил: ”Не секрет, что мы покупаем оружие у Турции, Израиля, Беларуси, Ирана и многих других стран для модернизации нашей армии”. Иран тогда был упомянут впервые, но заявление не было подтверждено государственными СМИ и не появилось никаких подробностей.
Вскоре после прошлогодней четырехдневной апрельской войны с Арменией в Нагорном Карабахе отставной генерал-лейтенант Яшар Айдемиров сообщил местным СМИ, что Азербайджан использовал иранское оружие в ходе этого обострения конфликта. Но оружие, включая гаубицы и несколько пусковых ракетных установок российского происхождения, было произведено в Иране и предположительно экспортировано иранской компанией Armsment Industries Group (AIG), которая входит в список предприятий, попадающих под западные санкции. Заявление Айдемирова было воспринято скептически, учитывая, что Азербайджан легко мог получить это оружие из России, не нарушая санкций, так как государство хотело этого избежать.
В любом случае это оружие относительно устарело и не дает каких-либо существенных преимуществ Азербайджану по сравнению с израильскими вооружениями, в частности беспилотными самолетами, а также турецкими гаубицами и многоразовыми ракетными комплексами, находящимися на вооружении у ВС Азербайджана.
Для Азербайджана самым привлекательным военным продуктом Ирана станут баллистические ракеты, которые Баку стремится приобрести с сентября 2016 года, когда выяснилось, что Армения закупила передовые российские комплексы ”Искандер-М”. ”Пока не ясно, насколько Тегеран готов сотрудничать с Азербайджаном в области технологий баллистических ракет. Что касается другой продукции иранской военной промышленности, то Азербайджан едва ли в ней заинтересован”, - пишет новостное издание haqqin.az.
Для Ирана продавать оружие Баку небезопасно, так как Азербайджан может поделиться технологией с Израилем. Кроме того, Тегеран не склонен принимать сторону ни Азербайджана, ни Армении, и поэтому до сих пор он не продавал оружие ни одному из государств.
Помимо торговли оружием, военное сотрудничество между Азербайджаном и Ираном сосредоточено на деэскалации потенциальной напряженности, поскольку обе страны фиксировали случайные нарушения как на суше, так и на морских границах, включая незаконные пограничные переходы, которые иногда приводят к вооруженным столкновениям. ”Проблемы касаются предотвращения различных видов инцидентов, которые происходят вдоль границы, - говорит заместитель директора московского Института стран СНГ Владимир Евсеев. - Важно, чтобы между двумя пограничными ведомствами была, по крайней мере, прямая линия связи, чтобы избежать эскалации в случаи таких инцидентов”.
Число подобных инцидентов заметно сократилось с 2015 года, отчасти благодаря соглашению о военном сотрудничестве. Остается вопрос, насколько стороны готовы к дальнейшей кооперации.