Кризис в отношениях между правящей партией и судебной ветвью в Армении подошел к закономерной кульминации. Парламентская фракция "Мой шаг" обещала приложить все усилия, чтобы прекратить полномочия председателя Конституционного суда (КС) Армении Грайра Товмасяна, многолетнего соратника прежнего режима и лично экс-президента Сержа Саргсяна.
Руководство республики во главе с премьером Николом Пашиняном сильно рискует, полагая, что радикальное оздоровление армянской власти следует начать с масштабной судебной реформы. Слова и действия Пашиняна и поддерживающего его спикера парламента Арарата Мирзояна носят противоречивый характер, в котором можно усмотреть стремление правящей верхушки подмять под себя весь конституционный строй республики.
Пашинян старается максимально демонизировать КС в глазах армянского общества. Будучи опытным политиком, в становлении которого не последнюю роль сыграл журналистский опыт, Пашинян понимает, что для проведения кардинальных решений, которые будут болезненными для устоявшейся в Армении политической системы, необходима высокая степень поддержки общества. Для этого требуется создать враждебный образ КС, чтобы проводимая в отношении него политика поддерживалась и не вызывала общественный резонанс. Прозвучавшая в минувший понедельник ванадзорская речь продемонстрировала, каким образом Пашинян будет уличать нынешние решения КС во всех нарушениях в стране с 1996 года (с того момента, как КС утверждает все выборы в стране). Желание увязать действия КС с наиболее неблагоприятными фрагментами современной армянской истории, которые ассоциируются в сознании людей с периодом бесправия и беззакония, продиктовано конкретной кадровой политикой. Однако позволяя себе говорить о том, что "КС работает против народа, и народ должен подумать, что делать с таким КС", Пашинян откровенно подталкивает людей к совершению противоправных действий. Премьер уже однажды обращался к гражданам с призывом блокировать здания судов.
Сторонники Пашиняна прямо обвиняют КС, в частности Грайра Товмасяна, в оказании прямой поддержки подследственному экс-президенту Роберту Кочаряну. По словам Арарата Мирзояна, КС не предоставляет Национальному собранию текст своих обращений в ЕСПЧ и Венецианскую комиссию на армянском языке, тем самым демонстрируя нежелание сотрудничать. На любые запросы, адресованные аппарату КС, парламентский аппарат получает отписки. Указывая на некомпетентность КС, команда премьера попытается перехватить внутриполитическую инициативу, так как затяжной характер судебного процесса над Кочаряном вызывает в обществе ощутимое негодование.
Однако сторонникам Товмасяна есть что противопоставить популистской риторике Никола Пашиняна. В частности, отмечается что ни один парламентарий, невзирая на его статус, не может являться источником права в Армении и, исходя из своих политических амбиций, спекулируя определением воли народа, не может решать, как должен выглядеть Конституционный суд, какими должны быть законы, по которым гражданам предстоит жить.
Позиции КС Армении куда менее прочные, нежели у команды Пашиняна, однако окончательная нейтрализация Товмасяна, по всей вероятности, будет осуществлена через уголовное преследование. Репутация главы КС изрядно подпорчена публичными обвинениями в приватизации нескольких нотариальных контор в период его работы министром юстиции. Очевидно, власти Армении не упустят возможность снова запустить рупор пропаганды в попытке уличить Товмасяна в "приватизации" КС. Нет сомнений, что арест Товмасяна не решит вопрос свободы Кочаряна. Однако он станет отправной точкой делегитимизации действующего состава КС, одновременно повысит имидж действующей власти и оправдает второй этап народной революции, которая может принять бессрочный характер.