Экстремистская группировка ИГИЛ (запрещена в России) по-прежнему способна направлять средства сторонникам и мотивировать нападения в Европе и других странах, несмотря на военное давление и снижение доходов, а позиции ”Аль-Каиды” (запрещена в России) остаются устойчивыми, особенно в Западной Африке, Восточной Африке и на Аравийском полуострове.
Как пишет Outlook India в статье Islamic State Is Still Capable Of Funding Attacks In Europe, Elsewhere: UN со ссылкой на экспертов, контролирующих исполнение санкций против экстремистских группировок, конкуренция между ИГИЛ и ”Аль-Каидой” продолжается. Сотрудничество на тактическом уровне в нескольких регионах позволяет боевикам перемещаться между группировками. В докладе для Совета безопасности ООН говорится, что экстремистская угроза в Юго-Восточной Азии продолжает расти, о чем свидетельствуют недавние события на юге Филиппин, где более двух месяцев город Марави находится в осаде боевиков, связанных с ИГИЛ.
Эксперты уверены, что ядро ИГИЛ адаптируется к военному давлению в Ираке и Сирии, делегируя ответственность за принятие решений местным командирам и переключаясь на зашифрованные сообщения. ИГИЛ использует беспилотные летательные аппараты в Ираке и Сирии. У экстремистов есть возможность разрабатывать и конструировать более крупные дроны, оснащенные оружием, что увеличивает способность наносить удары на расстоянии.
В докладе говорится, что ИГИЛ ”продолжает финансировать своих аффилированных лиц по всему миру” и, вероятно, будет делать это тех пор, пока есть средства. Лидеры ИГИЛ также отправляют деньги в регионы, где у нее нет филиалов, в попытке подготовиться к возможному поражению в Ираке и Сирии.
Боевики ИГИЛ, возвращающиеся домой, обычно делятся на три категории. Первая - те, кто разочарован экстремистской группой и терроризмом как идеологией, но потенциально может быть дерадикализован и реинтегрирован в общество. Вторая - гораздо меньшая группа людей, возвращающихся с целью проведения террористических атак. Третья -те, кто оборвал связи с ИГИЛ, но остаются радикализированными и готовы присоединиться к другой террористической группе, если возникнет такая возможность.
В докладе анализируются экстремистские тенденции по регионам. Нападения в Европе в первой половине 2017 года показывают, что она остается приоритетным регионом для атак ИГИЛ. Однако до сих пор в 2017 году группировка не проводила нападения, в которых ”основное ядро” ИГИЛ участвовало бы в детальном планировании и принятии решений, отправке смертников и предоставлении финансовых ресурсов.
Согласно докладу, некоторые государства-члены ООН сообщают ”об усилении радикализации и насильственного экстремизма”, связанного с ячейками ИГИЛ в Европе. В Ираке ключевые лидеры ИГИЛ покинули Мосул до нападения иракских сил при поддержке возглавляемой США коалиции. Но сопротивление в Мосуле ”указывает на то, что структура управления и контроля ИГИЛ не сломлена полностью и что группа все еще представляет значительную военную угрозу”. В Сирии ключевые члены ИГИЛ также оставили свой оплот Ракку перед ожидаемым нападением и авиаударами. Аравийский полуостров сталкивается со ”значительной угрозой” со стороны ”Аль-Каиды” и ИГИЛ в Йемене. В регионе было предотвращено более 30 связанных с ИГИЛ террористических атак, в том числе одна в июне, проведение которой планировалось в Великой мечети в Мекке и Джидде в Саудовской Аравии. Активность ”Аль-Каиды” подтверждается заявлением сына Усамы бен Ладена Хамзы бен Ладена, призывающего сочувствующих присоединиться к учебным лагерям группировки в Йемене.