"Отказ от коллективных механизмов сотрудничества Россия-ЕС, таких, как саммиты, постоянный совет партнерства, отраслевые диалоги, ставка на инструменты давления не сделали наш континент более безопасным. Напротив, в Европе зримо увеличивается конфликтный потенциал, множится число проблем и кризисов внутри и по периметру", - заявил на вчера на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности глава МИД РФ Сергей Лавров. По его словам, события на Ближнем Востоке и Севере Африки показали, что навязанный из-за океана курс на смену неугодных режимов и насаждение извне моделей развития не только ведет к хаосу в обширных регионах, но и бумерангом оборачивается импортом в Европу реальных угроз, в числе которых, прежде всего, всплеск международного терроризма, огромные волны нелегальной миграции и все что с этим связано.
Между тем, как заявил в Мюнхене и.о. главы МИД Германии Зигмар Габриэль, Евросоюз может начать постепенную отмену антироссийских санкций после ввода в Донбасс миротворческой миссии ООН. Кроме того, как сообщает Британское издание Express в статье Munich Security Conference: Germany REFUSES to spend 2 percent on NATO, Зигмар Габриэль сообщил, что Германия отказывается от цели НАТО достичь расходов на оборону в объеме 2%. Вместо этого он призвал тратить деньги на создание сильного европейского оборонного союза. Габриэль сказал, что если Германия будет тратить 2% своего ВВП на оборону НАТО каждый год в течение десяти лет, то общая сумма расходов составит 70 миллионов евро каждый год: ”Я не уверен, что через десять лет все европейские партнеры будут считать эту идею удачной”.
Германия согласилась увеличить свои расходы на оборону, и частично они будут направлены в европейский фонд обороны. Габриэль считает, что возможности обороны ЕС будут дополнять, но не заменять НАТО. Он сказал, что для Америки несправедливо брать на себя бремя НАТО и европейской обороны, и ЕС необходима своя военная защита, если он хочет выжить. Глава МИД ФРГ добавил, что "сотрудничество между Европой и США важно для поддержания архитектуры свободы”. Он надеется, что США смогут сотрудничать с ЕС и помочь положить конец ядерной программе Северной Кореи "в условиях растущей угрозы со стороны России и Китая". ”Мы стремимся к тесной координации с нашими американскими союзниками, а наш успех будет зависеть от того, как мы взаимодействуем друг с другом. Силы, подобные Китаю или России, пытаются проверить и подорвать единство ЕС”, - заявил Габриэль.
В конце прошлого года министр армии США (это гражданская должность в подчинении министра обороны) Марк Эспер заявил во время посещения военных частей в германском Висбадене: ”Для всех наших союзников по НАТО важно выполнить свои обязательства. Без этого, безусловно, альянс будет ослабевать, а Германия является критически важным членом НАТО”. А на днях генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг предупредил Брюссель о том, что не стоит переступать черту в стремлении создать объединенную армию ЕС. Генсек НАТО думает, что ЕС проиграет, если попытается подорвать НАТО, дублируя роль организации в мире. Выступая после встречи министров обороны НАТО, Столтенберг сказал: ”Это будет то же самое, что конкурировать с самими собой. Они действительно проиграют, если появятся две конкурирующие структуры с конкурирующими целями и возможностями”.
В Москве рассуждения о российской угрозе Евросоюзу воспринмают скептически. "В 1990-е доминировало представление о России как о «подмастерье», которого надо методично, невзирая на возражения, обучать по западным стандартам. Ныне в ходу иррациональный миф о «всемогущей российской угрозе», следы которой пытаются найти повсюду – от «брекзита» до каталонского референдума. Оба стереотипа глубоко ошибочны и говорят лишь о нехватке здравомыслия и понимания нашей страны. В ЕС растет число тех, кто испытывает дискомфорт в связи с аномальной ситуацией, сложившейся в наших отношениях. Авторитетные эксперты открыто признают, что за демонстрацию видимости единства на российском треке Евросоюз вынужден расплачиваться «дипломатическим параличом»", - считает Сергей Лавров.
Он напомнил, что Россия своих подходов к сотрудничеству с ЕС не меняла: "Хотели бы видеть его сплоченным, опирающимся на коренные интересы стран-членов. Они сами должны определять, как развивать свои экономики и внешнеэкономические связи. Например, как обеспечивать свои потребности в энергоносителях – с прагматичных, коммерческих позиций или под влиянием политико-идеологических соображений. Исходим из того, что Евросоюз способен играть деятельную, ответственную и, подчеркну, самостоятельную роль в международных делах".
Лавров также напомнил об идее большого евразийского проекта, в рамках которого сопрягались бы усилия участников интеграционных структур на пространстве СНГ, ШОС, АСЕАН: "Не вижу причин, по которым Евросоюз не мог бы подключиться к этой работе, начав, например, с установления профессиональных контактов с ЕАЭС. Надеюсь, это время не за горами".