Присоединение Армении к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) окончательно определило вектор развития страны на ближайшие десятилетия, ориентированный на полную привязку к России. Москва, исходя, прежде всего, из политических соображений, согласилась взять Ереван на «борт», убедив своих партнеров по Союзу в том, что сама будет оплачивать последствия такого решения.
Это тезис доказывает распределение сумм таможенных пошлин, которые будут поступать в ЕАЭС от ввоза товаров. С начала работы Союза, со 2 января 2015 года Армения станет получать 1,13% от общей суммы таможенных пошлин. Эта цифра образовалась за счет сокращения Россией своей доли в «таможенном пироге» с 88% до 86,97%. При этом доли Белоруссии и Казахстана снизятся каждая всего на 0,05%, соответственно до 4,65% у Минска и 7,25% у Астаны.
По оценке главы миссии МВФ в Армении Марка Хортона, общий объем средств таможенных пошлин, которые пополнят армянский бюджет в будущем году, оценивается в пределах 150-200 млн долларов. По его мнению, правительство Армении сможет пустить дополнительные деньги на расходные статьи госбюджета, что благотворно скажется на экономике страны.
Но и это еще не все: Армения получила отсрочку до 2022 года от введения части общих для ЕАЭС таможенных пошлин. Так до 2020 года в стране будут применяться собственные ставки для некоторых видов молочной продукции, а также яиц и меда, а до 2019 года отдельные ставки сохранятся в отношении некоторых видов фруктов и орехов. От пошлин до конца 2022 года освобождены ввозимые в Армению некоторые виды гражданских вертолетов и самолетов, а также товары, необходимые для строительства и модернизации АЭС.
Еще один крайне важный для Армении таможенный бонус – льготы на ввоз продукции военного назначения для вооруженных сил Армении, аналоги которой не производятся в других странах-членах Союза. Понятно, что и строительством АЭС, и поставками вооружений для Еревана будет заниматься Россия, которая и будет финансировать жизнеспособность армянской экономики.
Общая сумма «пожертвований» России на присоединение Армении к ЕАЭС может составить около 1 млрд дол. в год. До 2022 года эта сумма может возрасти до 10 млрд долларов с учетом инвестиций в строительство АЭС и продажи вооружений.
Не все в Армении оказались против таких подарков со стороны Москвы, но большинство политических сил в стране сконцентрировали свое внимание на другом аспекте сделки с ЕАЭС – вступлении Армении в новый Союз в границах признанных ООН. Удивительно, но измышления и кривотолки вызвало согласие президента Сержа Саргсяна не настаивать на вхождении Армении вместе с Нагорным Карабахом. Оппозиционная пресса, поддерживающая интеграцию с Евросоюзом, и вовсе поспешила обвинить президента в предательстве карабахского движения.
А удивительно это потому, что сама Армения не признает Нагорный Карабах ни государством, ни тем более составной частью своей страны. У других стран еще меньше резонов брать на себя ответственность и вступать в разборки в конфликтной зоне. По меньшей мере, странно было читать в армянской прессе пассажи типа: «Армения лишается права на самостоятельную внешнюю политику, в частности, по части армянского вопроса». Что же мешало ранее проявить такую самостоятельность в определении своей позиции?
Если для Армении Нагорный Карабах всего лишь непризнанное образование, то с какой стати Москве, Минску и Астане учитывать эту территорию в качестве принадлежности к Армении? Странам из тройки основателей Союза не нужны серые зоны, угрожающие конфликтами, отсюда и признание Армении в международно-признанных границах без Карабаха и уж тем более восточно-турецких провинций, которые в Ереване также обозначают в качестве армянского вопроса.
Что же касается эйфории в Азербайджане относительно того, что Карабах в рамках ЕАЭС вычеркнут из зоны влияния Еревана, то понять настроения можно – слишком долго Баку доказывал прописные истины относительно вопросов признания границ и оккупации Арменией семи районов, не входивших в состав бывшей Нагорно-Карабахской автономной области. А ведь так называемая Нагорно-Карабахская республика, которую в Ереване пытались протиснуть в параметры ЕАЭС, декларирует включение в себя, в том числе, и азербайджанских районов, не относящихся к Карабаху, удерживаемых армянскими военными в качестве буферной зоны.
Что же теперь ждет Армению и оккупированный Карабах? Безусловно, ожидать выстраивания таможенных постов на границе Армении и Карабаха, а точнее Армении с азербайджанскими районами (бывшая НКАО не имела общей границы с Арменией), в ближайшие месяцы не приходится.
Как заметил директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян, отвечая на пресс-конференции в Ереване на вопрос об озабоченностях относительно карабахского вопроса и неоднозначного восприятия многими жителями непризнанного Нагорного Карабаха вступление Армении в ЕАЭС: о размещении таможенного пункта между Арменией и НКР писала только пресса, где-либо еще об этом написано не было.
Можно предположить, что товары из Карабаха будут также как и сейчас, по сути, контрабандно, поступать на рынки России, а возможно и других стран ЕАЭС. В Москве дипломатично будут закрывать на этот процесс глаза. Продукцию с лейблами компаний, работающих на непризнанной территории, уже сегодня можно встретить не только в России. Ее поставляют, в частности, в Объединенные Арабские Эмираты, Иорданию, другие страны Ближнего Востока. Легализация товаров происходит в самом Ереване, ведь для соответствия стандартам ЕАЭС достаточно будет указать на этикетке в качестве экспортера ереванский адрес производителя и вопрос исчезнет. Только четкая принципиальность членов Союза способна выявить этот ручеек контрабанды и пресечь противоправную деятельность.
В то же время заметить объемы «экономической связки» Армении и Нагорного Карабаха будет очень сложно. В 2013 году весь объем собственных доходов непризнанной НКР составил лишь около 70 млн долларов. Для стран ЕАЭС такие объемы считаются на уровне погрешности при округлениях. Потому можно утверждать, что Россия до крайней необходимости будет закрывать глаза на карабахскую дыру, которая неизбежно будет привлекать недобросовестных игроков. Закрыть эту щель возможно только при урегулировании нагорно-карабахского конфликта, деоккупации территорий и последующего разблокирования границ Армении с Азербайджаном и Турцией. Российской дипломатии придется приложить немало усилий, чтобы убедить Ереван согласиться на такой шаг, иначе карабахский сквозняк в очередной раз, как и в начале 1990-х, сдует всё здание нового Союза.