Вестник Кавказа

Действуя против Ирана, Трамп играет на руку Китаю

The Globalist
Действуя против Ирана, Трамп играет на руку Китаю
© Фото: Сайт президента России

США, пытаясь отказаться от ядерной сделки с Ираном, отдаляются от Европы, а Тегеран сближается с Китаем. Президент США Дональд Трамп намерен отказаться от соглашения, которое ограничивает возможности Ирана производить ядерное оружие. Широко обсуждаются возможные последствия такого выбора для режима Северной Кореи и возникновения гонки ядерных вооружений на Ближнем Востоке. 

Однако, как пишет The Globalist в материале How Trump’s Iran Move Plays Into China’s Hands, есть еще одно измерение, которое Трамп полностью игнорирует - его решение по сделке с Ираном может повлиять на европейско-китайскую конкуренцию за доминирование в будущей энергетической инфраструктуре Евразии в пользу Китая. Это пугающее обстоятельство для президента, который заинтересован в том, чтобы сдерживать Китай. Поскольку Трамп держит мир в напряжении, отказавшись раскрывать, как он намеревается исправить то, что он называет ″позором″, лидеры Ирана делают ставку на то, что европейские страны, подписавшие ядерное соглашение, убедят его не выходить из ядерного пакта и избегать шагов, которые фактически подорвали бы соглашение.

Президент Ирана Хасан Рухани полагается на общие интересы с Европой: желание сохранить сделку в силе, помешать иранским сторонникам жесткой линии взять верх в борьбе за власть в своей стране, избежать гонки ядерных вооружений и обеспечить роль Европы в формировании будущей архитектуры евразийской энергетики.

Трамп, скорее всего, проигнорирует Европу

Если судить по прошлому опыту Трампа, он вряд ли прислушается к европейским призывам сохранить ядерную сделку, так же как проигнорировал давление со стороны Европы и других стран по вопросу выхода из Парижского соглашения о климате.  Наиболее вероятно, что Трамп 15 октября откажется подтвердить, что Иран выполняет условия соглашения - ежеквартальное требование, установленное Конгрессом. Это решение даст Конгрессу возможность повторно наложить санкции, снятые в рамках ядерной сделки. Возобновление вторичных санкций поставит Европу в неудобное положение. Они не только подвергнут европейские компании и банки риску нарушения законодательства США в случае, если европейцы будут продолжать вести дела с Ираном, но также могут привести к значительному усилению напряженности на Ближнем Востоке и по всей Евразии. Де-факто соблюдение Еврокомиссией санкций значительно ослабит ценность соглашения для Ирана и усилит прокитайских иранских сторонников жесткой линии, выступающих против этой сделки и стремящихся освободить Иран от ограничений по своей ядерной программе. Также возникнет риск гонки ядерных вооружений в условиях, когда США проигрывают Ближнему Востоку, имеющему негласные объекты для программ по разработке ядерного оружия, в их стремлении развивать ядерную энергетику. Кроме того, Иран может определить Китай как основного получателя своего природного газа, что в свою очередь является ключевым фактором в стремлении сформировать будущую архитектуру евразийской энергетики.

”Если Соединенные Штаты выйдут из договора, и Европа последует за ними, то сделка, разумеется, прекратит действовать, и Иран вернется к тому, что было до этого и, с технической точки зрения на гораздо более высокий уровень”, - считает Али Акбар Салехи, президент Организации по атомной энергии Ирана.

США не готовы

Соединенные Штаты не готовы к тому, что Иран может начать осуществление ядерной программы, несмотря на способность Вашингтона затянуть экономические винты, военную мощь и потенциальные усилия по дестабилизации Ирана в попытке добиться смены режима. Группа бывших высокопоставленных правительственных и военных чиновников США недавно предупредила, что Соединенные Штаты в отсутствие стратегии содействия мирному использованию ядерной энергии отстают от Китая и России в оказании помощи ближневосточным государствам в разработке собственных программ. Неспособность Трампа сформулировать политику подорвала способность Вашингтона формировать самые высокие стандарты гарантий безопасности и нераспространения. Отмечая, что ”Ближний Восток находится в процессе перехода к ядерному оружию”, официальные лица считают, что ”главный вопрос заключается в том, будут ли в области ядерной энергетики региона доминировать Россия и Китай или сами страны этого региона в партнерстве с США и их союзниками в рамках проверенной программы, обеспечивающей абсолютную безопасность и стандартизацию в течение всего ядерного топливного цикла”.

Договор о нераспространении ядерного оружия

Большинство стран Ближнего Востока являются участниками Договора о нераспространении ядерного оружия. Они отказались от стремления к ядерному оружию и призвали к созданию безъядерной зоны в регионе, чтобы заставить Израиль признать наличие у него ядерного оружия и присоединиться к Договору, одновременно предотвратив тем самым гонку ядерных вооружений с Ираном.

Сотрудничество Саудовской Аравии с ядерной державой - Пакистаном, долгое время было предметом дискуссий об амбициях королевства. Бывший посол Пакистана в США Хусейн Хаккани утверждал, что тесные связи Саудовской Аравии с пакистанскими вооруженными силами и разведкой во время антисоветского джихада в Афганистане в 1980-х годах позволили королевству расширить доступ к ядерному потенциалу Пакистана.

Вашингтонский институт науки и международной безопасности (ISIS) заявил в начале этого года об обнаружении доказательств того, что будущая пакистанская ”помощь не будет включать снабжение Саудовской Аравии ядерным оружием со стороны Пакистана, однако страна может оказать другую немаловажную помощь, например, доставить необходимое оборудование, материалы и ноу-хау, используемые для обогащения или переработки”. Неясно, могут ли Пакистан и Саудовская Аравия сотрудничать в отношении ядерных технологий в Пакистане.

Планирование на будущее

По мнению экспертов ISIS, вместо того, чтобы приступать к разработке скрытой программы, Саудовская Аравия в настоящее время будет сосредоточена на создании своей гражданской ядерной инфраструктуры, а также надежной ядерной и научной рабочей силы. Это позволит королевству руководить всеми аспектами ядерного топливного цикла в будущем. Процесс может ускориться, если действия США подорвут ядерное соглашение с Ираном. В последние годы Саудовская Аравия значительно расширила программы в своих пяти ядерных исследовательских центрах в рамках проекта по  строительству 16 ядерных реакторов к 2030 году стоимостью $100 млрд. 

Король Саудовской Аравии Салман в начале этого года подписал соглашение с Китаем о сотрудничестве в области ядерной энергии. Соглашение заключается в технико-экономическом обосновании строительства высокотехнологичных газоохлаждаемых атомных электростанций (HTRG) в королевстве, а также сотрудничества в области интеллектуальной собственности и разработки внутренней промышленной цепи поставок для HTGR, построенных в Саудовской Аравии. Документ стал одним из нескольких соглашений о взаимопонимании, связанных с ядерным оружием, заключенных с Китаем в последние годы. Саудовская Аравия подписала аналогичные соглашения с Францией, США, Пакистаном, Россией, Южной Кореей и Аргентиной.

Энергетическая архитектура Евразии

В тени битвы за будущее иранского ядерного соглашения скрывается  несвязанный с ним, но не менее важный вопрос о будущем энергетической архитектуры Евразии. Усилия США по срыву сделки и фактическому соблюдению европейскими странами санкций США могут подтолкнуть Иран к тому, чтобы Китай, а не Европа, в течение следующих пяти лет получил газовый профицит страны в объеме 24,6 млрд кубометров. Иран обладает вторыми по величине запасами природного газа в мире и четвертыми по величине запасами нефти. Ученый-энергетик Микаэл Танкум считает, что ”помимо поставок на основные рынки, Тегеран столкнется с решающим геополитическим выбором для назначения своих экспортных поставок. Иран сможет экспортировать трубопроводный газ для двух из следующих трех рынков: Европейского союза/Турции через Южный газовый коридор посредством Трансатолианского газового трубопровода (TANAP); Индии - по трубопроводу Иран-Оман-Индия; Китая через Туркменистан или Пакистан. Степень, в которой система энергетических отношений в Евразии будет более ориентирована на Европейский союз или Китай, будет зависеть от того, насколько каждый из них сможет обеспечить транспортировку каспийского трубопроводного газа через трубопроводную инфраструктуру, ориентированную на соответствующие рынки”. 

Отмена международных санкций в рамках ядерного соглашения дала Ирану возможность использовать свое энергетическое богатство способами, которые позволили бы ему сбалансировать свои отношения с Китаем и Европой. Неспособность Европы развивать экономические связи с ИРИ, включая расширение трубопроводной инфраструктуры, может склонить Иран принять решение в пользу Китая.

12135 просмотров