Ситуация на торговых переговоров между США и Китаем меняется слишком стремительно и непредсказуемо, поэтому эксперты пессимистично настроены в отношении того, что при президенте Дональде Трампе будет заключена хоть какая-то значимая торговая сделка. BNN Bloomberg в материале U.S. Business Plagued by Trade Confusion as New Tariffs Loom, Трамп взбудоражил рынки, предположив, что первую фазу торгового соглашения придется отложить до выборов 2020 года. Потом он вдруг заявил, что переговоры ”идут полным ходом”, и источники, знакомые с переговорами, сообщили Bloomberg, что стороны близки к тому, чтобы договориться о пакте.
В пятницу экономический советник Белого дома Ларри Кудлоу сказал, что сделка близится к финальной стадии, но признал наличие нерешенных вопросов, например, по поводу закупок Китаем американской сельскохозяйственной продукции. Между тем, администрация Трампа оставляет открытой возможность введения пошлин на китайские товары стоимостью $160 млрд через неделю, 15 декабря, если ничего не изменится. ”Очень сомневаюсь, что будет подписано соглашение, которое решит насущные проблемы”, - сказал бизнесмен из Южной Каролины Джон Лин, который консультирует китайские компании, ведущие бизнес в США.
У Трампа есть опыт балансирования на грани войны с целью усиления давления на торгового партнера, особенно накануне приближения установленных сроков. В сентябре президент США заявил, что не будет удовлетворен частичной сделкой с Китаем. Это произошло всего за несколько недель до того, как он и лидер КНР Си Цзиньпин объявили о согласовании первого этапа торговой сделки.
Даже если стратегия нацелена на получение уступок, она не помогает компаниям, импортирующим товары из Китая, которые не могут планировать закупки на следующий год, не зная, что будет на следующей неделе или в следующем месяце. Американские импортеры оплачивают пошлины, когда товары ввозятся в страну, часто перекладывая расходы на потребителей, хотя Трамп настаивает на том, что пошлины оплачивает Китай. ”Я очень разочарован, - заявил Курт Кристиан, импортер мебели из Нэшвилла (Теннесси). - Я не знаю, как планировать. В этом проблема”. Кристиан уже потерял мебельный бизнес в начале 2000-х годов, когда волна дешевого китайского импорта уничтожила большую часть американской мебельной промышленности, но создал новую компанию Function First Furniture, которая поставляет мебель для общежитий университетов и застройщиков. Его доход исчисляется десятками миллионов долларов.
Кристиан сказал, что несмотря на происходящее, он поддерживает намерения администрации Трампа оказаться на равных с Китаем. Однако предпринимателю нужно больше времени, чтобы справиться с последствиями тарифов. Хотя он импортирует мебель также из Вьетнама и Малайзии, 70% закупок все еще приходится на Китай. ”Мне нужно время на получение товара. Я не могу просто закупить продукцию на 35 млн и перевезти его за ночь", - сказал он.
Другие компании также не могут изменить инвестиционные планы или перенести заводы, не зная, как долго продлится торговая война. По словам президента нью-йоркской компании Delta Children's Products, которая импортирует детские кроватки из Китая и других стран Азии, Джо Шами, продажи упали с момента вступления тарифов в силу. То же самое касается и продажи матрасов, произведенных в США. Он бы позаботился о том, чтобы вывести больше продукции из Китая, зная, чего ожидать. Однако бизнесмен боится действовать, потому что сделка по снижению тарифов может быть заключена в любое время. ”Представьте, что вы собираетесь купить дом, и ходят слухи, что дом может быть продан за полцены завтра. Как поступать в подобном случае?”, - вопрошает Джо Шами.
Джей Форман, возглавляющий компанию по производству игрушек во Флориде, также недоволен происходящим. Компания Формана Basic Fun! производит ряд самых знаковых американских игрушек по лицензии, в том числе Lincoln Logs и грузовики Tonka, но 90% производства зависит от Китая. На данный момент все товары рождественского сезона уже рассчитаны с учетом американских тарифов, но бизнесмен беспокоится о 15-процентных тарифах, которые могут вступить в силу в этом месяце в отношении товаров, пересекающих океан. Он ожидает, что придется поднять цену на все продукты как минимум на 15%, если не больше. ”Представьте, что у вас 180 сотрудников и 100 контейнеров, которые должны прибыть в любой день в течение следующих трех недель, и еще в течении следующего года - и мы не знаем, насколько выше будет стоимость на - 15%, 20% или 25%, потому что американская администрация совершенно непредсказуема”.