Вестник Кавказа

Саммит СНГ – старт новой интеграции по Путину

Евгений Кришталёв
Саммит СНГ – старт новой интеграции по Путину
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
Прошедший в Москве неформальный саммит СНГ на удивление оперативно собрал сразу всех президентов Содружества. Главы постсоветских стран нашли время для того, чтобы приехать в российскую столицу и поздравить президента России Владимира Путина с избранием на третий срок. Одновременно они смогли услышать непосредственно из первоисточника сформулированные ранее программные заявления российского президента относительно приоритетов его внешней политики.

Путин вновь подчеркнул, что именно образующие СНГ страны, будут оставаться главными стратегическими партнерами России, с которыми она будет и дальше развивать интеграционные процессы. По сути, в Москве было объявлено о фактическом начале нового этапа в построении Евразийского союза, о котором так много говорил российский лидер еще в бытность работы премьером и президентской избирательной кампании.

В качестве обоснования стратегической задачи Путин назвал сохраняющиеся между странами СНГ тесные экономические межрегиональные и культурные связи и выразил убеждение, что государства СНГ эффективно развиваться, функционировать в отрыве друг от друга не могут.

Еще одна объединяющая платформа, по мнению Путина, необходимость модернизации экономики, а параллельно противодействие новым вызовам и угрозам.

Комментируя для "Вестника Кавказа" итоги встречи президентов СНГ, научный сотрудник Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона, эксперт центра изучения Центральной Азии и Кавказа института Востоковедения РАН Андрей Арешев отметил, что "необходимо учитывать, что саммит проходил в момент свершившейся передачи власти в России, окончательного формирования кабинета министров РФ и процесса уточнения внешнеполитического курса".

Эксперт уверен, что приоритетность стран СНГ во внешней политике совершенно оправдана и обоснована. Он считает, что международные отношения будут оставаться непростыми и только усложняться, причем с креном на возрастающую военную составляющую. "В этом контексте для России жизненно необходима стабильность вдоль ее границ, особенно это касается южных рубежей на Кавказе и Центральной Азии. Любая вооруженная активность на этих территориях может привести к экспорту нестабильности в Россию с крайне непредсказуемыми последствиями, и это не абстрактные рассуждения. Укрепление отношений со странами СНГ диктует насущная повестка дня и интересы безопасности России", - подчеркнул российский эксперт.

Что касается региона Южного Кавказа, то, по мнению Андрея Арешева, российско-грузинские отношения сохранят свое статус-кво: "И на уровне заявлений и, исходя из состоявшихся контактов Путина уже в статусе президента с главами Абхазии и Южной Осетии, Россия подтвердила прежний курс на сотрудничество с ними. Надежды определенных сил на то, что Москва внесет корректировки в свою политику в отношении Абхазии и Южной Осетии, которые усиленно подпитывались в последние месяцы, потерпели фиаско и те аналитики, которые это прогнозировали, оказались неправыми".

Относительно Нагорного Карабаха российский эксперт уверен, что Россия, безусловно, продолжит свои усилия по разрешению противоречий между Азербайджаном и Арменией. Однако здесь, по словам Андрея Арешева надо учитывать и считаться с тем обстоятельством, что позиции конфликтующих стран диаметрально противоположны, и в регионе сложился определенный статус-кво.

Слом сложившегося положения, по мнению эксперта, не в интересах России, поскольку вновь приведет к негативным последствиям – возможной вспышке вооруженного противостояния с непредсказуемыми последствиями. Одновременно это станет большим соблазном для внерегиональных игроков войти и закрепиться на Южном Кавказе окончательно.

Арешев уверен, что Россия и дальше будет поддерживать и сохранять контакты и с Баку, и с Ереваном, удерживая стороны от непредсказуемых действий. "Это та основа, которая в будущем может стать базой для прорыва. Но ни о каком прорыве, ни каких решениях, которые можно было бы осуществить сразу, вдруг, в результате одной двух встреч, речи быть не может. Как известно такие иллюзии сохранялись на протяжении последних четырех лет. Сегодня таких иллюзий уже нет ни у кого", - резюмировал российский эксперт.

Примечательно, что Владимир Путин в рамках двусторонних переговоров не стал проводить отдельных встреч с президентами Азербайджана и Армении. Такая "равноудаленность" позволяет судить о том, что президенту России требуется время для нового вхождения в процесс карабахского урегулирования и сегодня Россия пока не может предложить нечто иное, что уже было сформулировано ранее в ходе активной карабахской дипломатии Дмитрия Медведева.

В Азербайджане эксперты также полагают, что неформальный саммит глав государств СНГ необходимо считать первым месседжем президента РФ Владимира Путина, готовящего своих коллег к будущему созданию Евразийского Союза. Как отметил депутат Милли Меджлиса (парламента Азербайджана) Захид Орудж в интервью "Новости Азербайджан, "во время своего президентства Путин будет стараться создать новые конфигурации объединений. Однако, по его словам, идею создания союза реализовать для России будет нелегко, поскольку в мире уже сформированы силовые центры, и не так-то легко создать новый.

Депутат Милли Меджлиса Айдын Мирзазаде в свою очередь полагает, что сегодня Россия сама не заинтересована в создании нового СССР. "Для восстановления СССР, в первую очередь, необходимо восстановление идеологии, чего никогда не захочет Россия. С другой стороны, нынешние возможности России не позволяют ей управлять еще большими территориями", - считает Мирзазаде.

Он также подчеркнул, что членство Азербайджана в СНГ полностью отвечает национальным интересам государства, а также открывает новые возможности для налаживания двусторонних отношений со странами-членами этой организации.

Премьер-министр Армении Тигран Саркисян еще накануне саммита в статье в российских "Ведомостях" обосновал не эффективность экономической интеграции в рамках СНГ для своей страны. По его мнению, это не совсем выгодно Армении, поскольку у нее нет общих границ с Содружеством, и потому, что это не стимулирует экономический рост страны. Он подчеркнул, что сотрудничество Армении с Евросоюзом гораздо выгоднее, потому что заставляет Армению меняться, чтобы соответствовать европейским стандартам.

С таким подходом южнокавказского союзника России действительно сложно строить общий Евроазиатский Союз. Однако чем труднее задача, тем интереснее ее решать. Москва наверняка будет проявлять настойчивость в ее достижении, особенно если СНГ объявлено главнейшим приоритетом, а вопросами интеграции будет заниматься сам Путин.
17555 просмотров