В 2011 году на фоне общего роста протестных настроений в России все активнее стали проявлять себя националисты, выступающие под лозунгом «Хватит кормить Кавказ» и уверяющие народ в том, что огромные деньги, выделяемые Москвой «на покупку лояльности марионеточных властей Северного Кавказа», выбрасываются на ветер. Изобретение этого лозунга совпало по времени с новой федеральной политикой на Северном Кавказе, выразившейся, в частности, в выделении из состава ЮФО Северо-Кавказского федерального округа.
С момента его образования прошло уже почти два года. Среди плюсов нового округа эксперты называют компактность, позволяющую уделять больше внимания каждой республике. Среди минусов усматривают намек на готовность политической элиты смириться с дезинтеграцией Юга России.
Округ стал уникальным по многим параметрам.
Территория СКФО не превышает 1% от территории РФ, но большинство экспертов называет его средоточием всех общероссийских проблем.
Центр округа определили в Пятигорске – единственном из центров округов, который не является ни административным центром субъекта, входящего в округ, ни крупнейшим городом округа.
Полпредом президента в СКФО назначили Александра Хлопонина, обретшего широкую известность на посту гендиректора "Норникеля" и призванного направить весь свой творческо-предпринимательский потенциал на развитие Северного Кавказа, причем в ранге федерального вице-премьера.
Но главное, эксперты в спорах о целесообразности образования СКФО, до сих пор не могут решить дилемму в стиле «курица/яйцо»: сначала нужно снять проблемы безопасности (нерешенность которых мешает реализации экономических проектов) или же сначала нужно создать площадку для реализации этих самых экономических проектов, что само по себе должно нормализовать ситуацию в сфере безопасности. Тем не менее перед «менеджером» Хлопониным была поставлена задача разработать эффективную модель оперативного решения экономико-социальных проблем. Силовиков полпред не контролирует, однако пытается решить социально-политические задачи, в частности, путем вовлечения населения в процесс модернизации региона.
Еще в мае 2010 года на встрече Медведева с членами Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека был озвучена идея создания Общественного совета СКФО. Его решили сформировать из трех частей: федеральная часть из известных представителей общероссийских общественных организаций (14 человек), окружная часть, персональный состав которой был предложен полпредом (14 человек), и региональная часть, состав которой определен паритетным представительством от всех субъектов округа(14 человек). Все они занялись вопросами защиты прав человека, межнациональных и межконфессиональных отношений, противодействия коррупции, охраны окружающей среды и природопользования, просвещения, сохранения духовных, исторических и культурных ценностей и СМИ. Возможно из-за того, что круг задач, поставленных перед Общественным советом, столь широк, пока что нет информации о каких-то выдающихся успехах хотя бы на одном из этих направлений.
Вспомнив о кавказских традициях, в рамках Общественного совета как консультативный орган учредили Совет старейшин СКФО. В него вошло семь человек – по одному от каждого субъекта. Еще учредили Совет алимов СКФО как объединение традиционных мусульманских проповедников, знатоков ислама, который должен был стать площадкой для дискуссий и выработки общего подхода в вопросах воздействия на исламскую умму и особенно на молодежь.
В части молодежной политики немалое беспокойство экспертов вызвало отношение полпреда к выпускникам зарубежных вузов, получивших образование в Саудовской Аравии или Пакистане. Опасаясь, что оттуда кавказская молодежь привезет на родину экстремистские идеи, Хлопонин заявил, что запретить выезжать на учебу власти не могут, зато могут распорядиться не принимать людей с такими дипломами на работу. Оппонируя полпреду, эксперты выражают мнение, что такой запрет может выдавить из всех сфер жизни молодых людей, уже получивших образование за рубежом, и предлагают использовать их в деле профилактики радикальных идей среди молодежи. Однако эту задачу в СКФО возложили на специально созданный Всекавказский молодежный альянс – объединение молодежных организаций, движений и неформальных групп. Он должен обеспечивать самоорганизацию молодежной среды регионов СКФО, формировать системы клубов, неформальных объединений, некоммерческих организаций. Одновременно в СКФО учредили Совет по молодежной политике. Круг его задач едва ли не шире, чем у Общественного совета: от содействия улучшению взаимодействия органов власти с молодежными объединениями до создания условий для молодежной политики на основе использования новейших достижений науки и практики. Сложно сказать, есть ли какой-то эффект от работы всех этих многочисленных советов и объединений, ведь их деятельность мало освещалась на федеральном уровне.
Зато много говорили о Стратегии социально-экономического развития округа до 2025 года, предусматривающей финансирование в размере в 3,9 трлн рублей. Программа — долгосрочная, и нет гарантий, что она будет финансироваться до 2025 года в необходимом объеме, в том числе учитывая и негативную реакцию в российском обществе на колоссальные вливания в Северный Кавказ. В августе, когда Минрегион вынес программу на рассмотрение правительства, Минэкономразвития ее завернул, намекнув, что сумма госпрограммы может оказаться неподъемной для бюджета. Скептически настроены были и эксперты в регионах. «Стратегия – экономический документ, а на Кавказе это неправильно. Это красивый аналитический отчет, который формулирует проблемы, задачи, риски вместо указания конкретных механизмов их устранения. В нем нет целеполагания, нет образа будущего, нет реформы местного самоуправления и национальной (государственной) политики в субъектах РФ. Нет реформы судебной системы, а ведь отсутствие справедливости в общественной жизни и толкает общество к сопротивлению. Нет реформы механизмов, приводящих к унификации при принятии государственных решений, при реализации сквозных проектов. Межнациональным отношениям посвящена только одна страничка где-то в середине, хотя надо было начинать именно с этого сложного момента», - раскритиковал стратегию директор Ставропольского филиала Росакадемии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Юрий Васильев.
Впрочем, выводы далеко идущие делать пока преждевременно, ведь изначально было заявлено, что 2010-2012 годы - подготовительный этап в стратегии развития СКФО.
Рано подводить и даже промежуточные итоги деятельности созданного год назад ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК). Оно курирует возведение пяти горнолыжных курортов в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Адыгее, которые должны быть построены к 2020 году. Мнения экспертов по поводу целесообразности деятельности КСК разделились. Одни видят на Северном Кавказе большие перспективы в плане развития туризма. Другие утверждают, что прежде чем строить курорты, необходимо решить проблемы безопасности. Между тем, недавно прошел слух о том, что КСК хотят взять на себя и кураторство над новыми курортами на Каспийском и Черном морях, а также в районе Кавминвод. Однако, как заявила «ВК» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе: «Любая слишком громоздкая структура сложна в управлении. Кроме того, на протяжении десятилетий уже сложились определенные конструктивные связи и система взаимодействия как в район Кавминвод, так и непосредственно на курортах Черного и Каспийского морей. Чтобы поменять эту систему, нужны очень веские основания. На данном этапе их нет».
Два года СКФО
14060 просмотров