Вестник Кавказа

Армянский национализм - 2

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Армянский национализм - 2
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
Самомнение в культурно-цивилизационном превосходстве есть основа любого национализма, перерастающего в фашизм. Сепаратизм - это всего лишь ее «инструментализированное проявление». Мне часто приходилось общаться с армянскими коллегами по карабахской тематике, задавая им один и тот же вопрос: каким образом до 1988 года в русскоязычном и абсолютно лояльном по отношению к идеологии СССР Азербайджане нарушались права карабахских армян? Вразумительного ответа на этот вопрос как не было, так и нет. Если, конечно, под таковым не понимать апелляцию к праву на присоединение и сецессию по принципу «единства крови», а не по причине ущемления гражданских прав.

Единственным оправданием могли быть проблемы этнической идентификации. Но вот конкретных примеров последнего армянские коллеги как раз и не приводили. Закрывались армянские школы? – Нет. Заставляли учить азербайджанский и общаться с титульной нацией по-азербайджански, а не по-русски? - Нет. Запрещали ездить в Армению? - Да кто бы посмел такое в брежневско-андроповскую эпоху?

При этом следует иметь в виду, что термин «азербайджанец» в отличие от «армянин» или «грузин» не является этнонимом. То есть он изначально был сконструирован на иной философии и содержал в себе возможность построения гражданской нации, для идентификации которой мусульманские мечети не менее, но и не более важны, чем албанские и армянские церкви.

Часто бывая в те времена и в Баку и в Ереване, замечал, что «русскоязычному гражданину СССР» в азербайджанской столице гораздо комфортнее. Баку и Азербайджан были интернациональными не по идеологии, а по самому духу города и народа, который невозможно искусственно ангажировать никакими кампаниями по «интернациональному воспитанию молодежи». Азербайджанцы говорили на русском несколько по-другому, чем грузины и армяне – они говорили на нем между собой, говорили на нем дома (что очень важно и существенно), для них он был столь же естественным, как воздух и многие из них именно этот язык считали родным.

Причем русский язык был мощнейшим орудием сохранения своей идентичности и «гармонизации» для людей всех этнических групп. Если где и осуществилась концепция «советского народа» с усыплением этнических различий, то именно в Азербайджане.

Взорвать этот мир, это «безнациональное, русскоязычное гражданское общество» (именно своеобразное «гражданское общество», пусть и в его советско-коммунистическом варианте одинакового ущемления прав всех граждан вне зависимости от их этнического происхождения) мог только национализм и агрессивный сепаратизм в форме ирредентизма, хорошо знакомого по истории 1930-х годов.

Распад Советского союза привел к изменению геополитической парадигмы на Южном Кавказе. Регион вернулся в эпоху поиска идентичности, но если до начала владычества России идентичность определялась по вере (религии), то в нашу эпоху основой определения и формирования идентичности стала этническая принадлежность.

В этих условиях армянский национализм (тем более с учетом моноэтничности самой Армении) стал мощнейшим фактором влияния и противодействия формированию современных государств и «гражданских наций» (в европейском смысле) в Азербайджане и Грузии. Говоря проще, становлению демократических государств и их конструктивного сотрудничества на основе объективного совпадения интересов.

То, что стратегические интересы трех южнокавказских стран совпадают - не субъективная политологическая оценка, а объективная реальность, вытекающая из самой географии и исторического распределения труда и ресурсов. И эта данность давно могла приобрести рациональные формы, воплотившись в интеграционные проекты различной глубины и интенсивности (на благо всех кавказских народов), если бы не разрушительный фактор иррациональной идеи этнического национализма, не признающего реальность и разумные доводы, ставящего этно-националистический миф и шовинистические страсти выше прав и устремлений конкретного человека.

Примечательной особенностью этно-национализма является его разрушительность и губительность для простого человека вне зависимости от успеха самого националистического проекта. Например, то, что грузинский националистический проект «а ля Гамсахурдиа» потерпел поражение в первую очередь в результате воздействия мощных внешних факторов, вовсе не означает, что армяне, ставшие «жертвами» победившего (благодаря тем же факторам) национализма, счастливее своих грузинских и азербайджанских собратьев.

Опасность этноцентризма еще и в том, что он сохраняет деструктивную силу вне государственного поля, разъедая матрицу гражданского общества и становясь мощным ресурсом негативного влияния извне.

Таким образом, именно этнический национализм остается главным препятствием для всестороннего развития нашего региона, его включения в общеевропейский процесс и преодоления наследия прошлого. Более того, взрывоопасный материал то и дело дает о себе знать, напоминая о возможности новых конфликтов не только в Азербайджане, но и в Грузии.

В последнее время проблематика армянонаселенного региона южной Грузии Джавахети вновь приобретает остроту и актуальность: подводится историческая база изначальной принадлежности «Джавахка» Армении (при этом, как всегда и везде, этнополитические реалии эпохи тысячелетней давности механически, но злонамеренно экстраполируются на нашу эпоху с совершенно другими методами этнической и гражданской идентификации), создаются экстремистские организации, не скрывающие своей сепаратисткой сущности, приют для грузинских детей-сирот воспринимается и объявляется чуть ли не «вражеским десантом», враждебными действиями считаются даже строительство и освещение церквей, кое-где звучат угрозы заблокировать жизненно важные для всего Кавказа коммуникации, в том числе строящуюся железнодорожную линию Баку - Тбилиси - Карс. И это несмотря на то, что железная дорога откроет путь всему Кавказу (в том числе Армении) в Европу. Но как уже сказано выше, этнонационализм не признает рациональных аргументов, подавляя путем террора и запугивания тех представителей этнической общности, кто смеет поддерживать тезис о превалировании гражданских прав человека, то есть его простых и человечных устремлений.

Подводя итог, можно сказать, что «армянский феномен», который в силу таланта, креативности и трудолюбия этого народа может сыграть важнейшую роль для созидания и процветания всего региона, в данный момент остается взрывоопасным материалом, способным ввергнуть весь регион в пучину бесконечного противостояния и конфликтов. Окончательная и бесповоротная «ливанизация» Кавказа в угоду этно-националистическим и сепаратистским группировкам, не только принесет неисчислимые бедствия людям всех национальностей, но и похоронит заветную мечту всех кавказских народов на построение стабильного и процветающего сообщества на благодатной кавказской земле, который наделен всеми мыслимыми богатствами и как бы создан всевышним для счастья и свободного развития человека.
30950 просмотров

Видео

Все видео


реклама