Вестник Кавказа

Тбилиси-Сухуми: возможна ли интеграция -2

Спартак Жидков, Абхазия
Продолжение интервью с директором абхазского филиала фонда развития «Институт евразийских исследований» Сократом Джинджолия. Начало см. http://www.vestikavkaza.ru/analytics/politika/42872.html.

– Грузия часто давала понять, что если с определением статуса Абхазии она согласна ждать, то проблема возвращения грузинских беженцев должна быть решена как можно скорее и вне зависимости от заключения мира. Каков будет подход абхазской стороны к вопросу о беженцах?

– Надо помнить, что Абхазия все послевоенные годы возвращала грузинских беженцев по своей доброй воле. Если при посредничестве УВКБ вернулись сотни беженцев, то абхазская сторона вернула десятки тысяч. Собственно, все, кто мог вернуться и жить в Республике Абхазия, возвратились.
Сегодня, когда уже существующие соглашения о беженцах пытаются подвергнуть ревизии или заключить новые, мне хочется напомнить о множестве документов, которые были приняты в первые послевоенные годы. Все уже оговорено и подтверждено – в том числе и грузинской стороной. 4 апреля 1994 года было подписано два документа - к более известному Заявлению о мерах по политическому урегулированию конфликта прилагалось еще и четырехстороннее Соглашение о добровольном возвращении беженцев и перемещенных лиц. И это не случайное совпадение – возвращение беженцев не могло опережать политическое урегулирование по многим причинам. В том числе и по соображениям безопасности. А мы согласились, притом не требуя от грузинской стороны признать нашу независимость.
Вот еще один пункт из документа, подписанного сторонами в Женеве 2 сентября 1994 года: «Возвращающиеся будут информированы УВКБ о том, что абхазская сторона потребует от них соблюдения законов, которые действуют в Абхазии и не противоречат праву возвращения беженцев – перемещенных лиц». И это правильно - беженцы должны знать, в какое государство они возвращаются. У нас возвращение произошло гораздо раньше урегулирования. В Тбилиси, кстати, считали, что возвращение беженцев хотя бы в Гальский район (притом, что Абхазия оставалась фактически независимой) не очень выгодно для них с точки зрения большой политики. Грузины постоянно прерывали этот процесс, по сути они вообще не обеспечивали возвращения людей в Абхазию. Их точка зрения: «Куда вы возвращаетесь? Вы становитесь подданными какого-то другого государства?» Беженцы вернулись, потому что Абхазия их приняла.
Мы вернули многих, хотя имели возможность поставить под вопрос их право называться беженцами, ведь в сентябре 1993 года они уходили вместе с отступающей оккупационной армией. Беженцами можно назвать людей, которые во время войны выезжают с той или иной территории, поскольку подвергаются на ней репрессиям, насилию. К примеру, представитель Израиля приезжал в Гудауту во время войны, составлял список евреев, которым Израиль хотел помочь выехать – это и были беженцы в полном смысле слова. Из Сухума вывозили греков – они тоже бежали от войны. А те, кого сейчас называют беженцами в Грузии, уходили, когда в Абхазию уже возвращался мир.

– То есть нет смысла заключать новые договоры, правильнее следить за соблюдением старых, в которых уже отражены все ключевые моменты?

– Прежде, чем подписать новый документ, нужно хорошо перечитать предыдущие, ведь иногда небольшая ошибка может стать причиной серьезных проблем. К сожалению, имели место случаи, когда по уже согласованному сторонами вопросу принималось новое, в корне менявшее способ решения проблемы. Напомню хотя бы о неизвестно как появившемся решении о вводе полицейского контингента в состав международных наблюдателей в Гальском районе якобы для обеспечения там безопасности, когда по этому вопросу сторонами ранее было достигнуто другое соглашение и оно успешно выполнялось Абхазией.
Много говорят о необходимости выработки мер доверия между сторонами. Действительно, доверие – важнейшее условие достижения успеха. В наших же отношениях с Грузией получается, что меры доверия были обязательны для абхазской стороны, но не для грузинской. Например, в марте 2001 года в Ялте стороны согласовали целый ряд мер доверия, выполнение которых должно было способствовать улучшению взаимопонимания. Однако в октябре того же года Грузия в очередной раз применила силу и потребовались большие усилия, чтобы не допустить широкомасштабной войны. О каком доверии тут может идти речь?

– О чем будет вести переговоры с Грузией новый абхазский президент?

– Сейчас можно вести переговоры только о добрососедских отношениях двух равноправных независимых государств. Это не бесцельные дискуссии, как может показаться на первый взгляд. Главный документ, о котором идет спор уже много лет, – о неприменении силы друг против друга. Грузия же хочет подписать договор с Россией, дав понять, что грузино-абхазского конфликта не существует. Грузины считают Абхазию частью своей территории, а с частью территории международно-правовой документ не желают подписывать. Возвращение Абхазии силой – у них эта мечта все еще актуальна.

– Что изменится в переговорном процессе, если в Тбилиси сменится власть?

– Думаю, практически ничего. Кто бы ни стал руководителем Грузии, лозунг восстановления территориальной целостности у грузин стоит на первом месте. Конечно, под прикрытием США. После войны я сказал как-то американскому послу: «Грузия давно согласилась бы на абхазские предложения, если бы не ваше покровительство». Все последние действия показывают, что грузины четко ориентированы на интересы американцев. Кто обучал их войска, кто их оснащал, кто их поддерживал? Можно даже предположить, что если бы в результате августовской агрессии Грузии 2008 года Россия не приняла решение признать государственную независимость Абхазии и Южной Осетии, то в обозримом будущем Абхазия, под тем или иным предлогом подверглась силовому принуждению возвращения в состав Грузии. Не секрет, что в 2008 году, во время появления в Черном море кораблей НАТО, Джорджу Бушу советовали нанести удар по Рокскому туннелю (такая информация появилась в прессе, и никто ее не опровергал).
Я не вижу, что политика Грузии претерпевает какие-то изменения, или что Европа со своей новой идеей (гуманитарное взаимодействие без признания) предлагает что-то реальное. На что они уговаривают абхазов? Порвать нити, связывающие нас с Россией и повернуть к просвещенному Западу; а Запад потом без шума передаст Абхазию Грузии. Если это не так, то кто мешает им действительно сотрудничать с Абхазией сейчас? Но в реальности эта программа сводится к тому, чтобы все проекты осуществлялись через Грузию. А кто поддерживал безопасность Абхазии все эти годы, кто помогал реально? Россия. Наши политологи иногда пишут, что Россия оказывала давление на Абхазию, противодействовала ее стремлению к независимости. Да, Россия не подвергала сомнению необходимость сохранения территориальной целостности Грузии и исходила из этого принципиального положения в своих посреднических усилиях в период активной фазы переговорного процесса. И не скрывала этого от нас. Однако тщетными оказались усилия России убедить Грузию подходить к разрешению проблем взаимоотношений с Абхазией исключительно мирным путем. Все иллюзии и надежды окончательно растаяли в ночь с 7 на 8 августа 2008 года с началом агрессии Грузии против Южной Осетии. Со всей очевидностью встал вопрос о необходимости обеспечения безопасности людей. И Россия сделала решительный выбор.
Сейчас время от времени появляются такие прогнозы: вот увидите, Москва, когда ее отношения с Тбилиси потеплеют, возьмет и вернет нас Грузии! Но Россия строит свои отношения с Абхазией не на устных заявлениях, а на правовой основе. Предполагать, что Россия откажется от всего пакета подписанных договоров – несерьезно. Общность интересов между Россией и Абхазией существует, и она гораздо глубже, чем понимают некоторые. А меры доверия и прочее, что обсуждается на разных уровнях на Западе – это настоящая дорожная карта по возвращению Абхазии в состав Грузии.

– Два слова о внутренней политике. Ваша подпись стоит под заявлением десяти депутатов «золотого парламента» о поддержке кандидатуры Александра Анкваба на президентский пост. Очевидно, что избиратели доверяют новому президенту как гаранту независимости республики, а есть ли основания у тех, кто опасается покушений на права и свободы граждан? 

– В Абхазии действительно существуют серьезные внутренние проблемы, и первая причина – растущая коррупция. Звучат пророчества - к власти в республике пришел человек, который намерен вернуть тридцать седьмой год. Но это говорят люди, которые просто боятся его как сторонника решительных мер, боятся отвечать за конкретные дела. У народа Анкваб не ассоциируется с тридцать седьмым годом. Порядочному гражданину нечего бояться. Наоборот, перед ним открываются новые возможности в обществе, где соблюдается законность. Это и есть ключ к возрождению страны: если экономно использовать имеющиеся средства и свой собственный бюджет, очень многого можно добиться. Надеюсь, что новый кабинет министров, который сформирует Анкваб, сможет переломить эту практику – жить, не задумываясь о будущем республики.
17100 просмотров