Татарстан как модель для Карабаха
Евгений Кришталёв
Казанская встреча президентов Азербайджана и Армении при посредничестве российского президента Дмитрия Медведева с момента анонса в начале июня обросла сотнями комментариев самых различных политиков, аналитиков, обозревателей и просто сторонних наблюдателей. Основные рассуждения сводятся к тому – смогут ли Ильхам Алиев и Серж Саргсян поставить свои подписи под документом, который называют "Основные принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта".
Вопрос далеко не праздный, поскольку именно в нем сосредоточена суть противоречий сторон. Ереван должен документально зафиксировать вывод своих войск с азербайджанских районов вокруг Карабаха, не требуя в условиях признание независимости для территории, пытающейся отколоться от Азербайджана, а также согласиться с возвращением азербайджанцев, проживавших здесь до начала сепаратистского движения.
Баку в свою очередь принципы урегулирования конфликта обязывают признать необходимость проведения в Нагорном Карабахе через определенное время референдума, который окончательно установит статус края.
Сами принципы решения конфликта давно озвучены и согласованы между тройкой посредников МГ ОБСЕ – президентами России, Франции и США. Теперь очередь сторон конфликта расписаться в желании следовать указанному плану. В случае решимости сторон на этот шаг в урегулировании конфликта наступит новый этап – детальной имплементации плана. Иначе говоря, само подписание отнюдь не будет означать решения конфликта. Процесс, к сожалению, может на десятилетия завязнуть в этих самых деталях и формулировках. Тем не менее, согласие сторон с этими основополагающими принципами в Казани может позволить снять существенные преграды для движения вперед. Официальные подписи уже не дадут возможности затягивать мирное урегулирование уходами в полемику по тем или иным постулатам.
Если сравнивать отношение сторон к предстоящей встрече тройки, то позитивнее выглядит азербайджанская сторона, которая на разных уровнях, в том числе и высшем, продемонстрировала готовность к достижению соглашения. В этом смысле противоположной можно считать позицию армянских переговорщиков. Президент Армении, выступивший с трибуны ПАСЕ 22 июня, выразил скепсис в отношении подписания основных принципов.
В этой связи не исключено, что в Казани для спасения ситуации сторонам конфликта будет представлен иной документ, менее конкретизированный и специфичный. Его предложат в случае отказа одной из сторон идти на конкретику. Провала Астаны в декабре прошлого года, когда повышенные ожидания на достижение согласия так и не оправдались, посредники допустить не могут.
Как бы то ни было, ожиданий от встречи в Казани вновь предостаточно. Президентам не только удастся посмотреть на большие скачки на приз президента России. Для Азербайджана сам факт проведения встречи в Татарстане станет весьма показательным в прямом смысле этого слова. Ведь именно модель самоуправления Татарстана в составе России азербайджанская сторона предлагает армянам Карабаха.
Тема положения и статуса волжских республик России очень часто упоминается в риторике официального Баку, и станет очень показательно, что именно в Казани стороны все-таки сумеют найти в себе силы пойти на договоренности по "Основным принципам урегулирования нагорно-карабахского конфликта". Позитив Азербайджана также основан на твердом стремлении к тому, чтобы оккупированные ныне районы страны вокруг Карабаха были возвращены мирным путем и туда вернулись их постоянные жители. Еревану все сложнее сохранять существующий статус-кво, ситуация обязывает определяться и делать ответственный шаг. Серж Саргсян испытывает огромное давление внутри страны, упреждающее его желание пойти на компромисс. В Ереване продолжают требовать взамен вывода войск с оккупированных территорий признание от Баку независимости Карабаха. Здесь только умелое посредничество России поможет по-союзнически помочь определиться с мирными принципами и разрешить казалось бы неразрешимое противоречие.
20100 просмотров