В среду, 1 сентября, в школе №1 Беслана началась трехдневная вахта памяти по жертвам террористического акта в сентябре 2004 года.
С раннего утра во дворе школы звучит траурная музыка, а в 09:15 (мск), когда был совершен первый выстрел, во дворе школы прозвенел школьный звонок и началась церемония возложения цветов. В спортзале школы, где держали заложников, около фотографий погибших расставлены свечи, игрушки и бутылки с водой.
К памятнику "Древо скорби" на мемориальном кладбище Беслана, где похоронены жертвы теракта, также несут цветы. Многие таксомотрные компании республики бесплатно возят пассажиров к "Древу скорби" и в школу №1.
Напомним, теракт в бесланской школе, жертвами которого стали 334 человека, в том числе 318 заложников, из которых 186 - дети, произошел утром 1 сентября 2004 года. Террористы загнали в спортзал школы более тысячи заложников, в том числе малолетних детей, где их насильно удерживали три дня, не давая им воды и еды.
Как сообщил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" политолог Алан Касаев, сохранение памяти о Бесланской трагедии имеет для Северной Осетии и Южной Осетии "значение, близкое к абсолютному". "Как мне кажется, и для соседей наших не только на Северном Кавказе, но и на Южном Кавказе это событие невероятной катастрофической силы, и беспрецедентное количество невинных жертв не может не иметь для них очень большое значение", - сказал он, отметив, что в масштабах России память о Беслане хранят лишь в крупнейших городах.
"Отрадно, что столица, Москва, в эти дни проводит траурные мероприятия, в Петербурге и Крыму также проходят акции памяти. Однако, по всей видимости, не во всех субъектах РФ одинаково помнят об этом трагическом, катастрофическом случае. Мне кажется, что здесь надо и СМИ много внимания уделять в эти дни и в течение года тому, чтобы россияне не забыли о том, что произошло в Беслане. В Осетии каждый год 1, 2 и 3 сентября - это три траурных и печальных дня. Для всех, кто здесь живет, память о теракте всегда будет иметь очень большое значение", - подчеркнул Алан Касаев.
Теракт в Беслане в корне изменил отношение властей к борьбе с терроризмом на Кавказе. "Количество терактов после Бесланской трагедии постепенно стало сходить на нет, благодаря тем мерам, которые государством были предприняты и, наверное, влиянию на общественное мнение. К счастью, крупных, даже в каком-то приближении сравнимых с бесланским терактом преступлений уже много лет на Северном Кавказе не совершалось. И в России их число значительно сократилось, крупных происшествий нет. Наверное, и влияние всего комплекса защитных мер, и мощное психологическое влияние сыграли свою роль в том, что теперь мы не живем во времена постоянной угрозы терактов", - заключил Алан Касаев.