С 1 августа квота стран ОПЕК+ по добыче нефти повышается на 648 тыс баррелей в сутки, но, добыча, веротяно останется ниже установленного предела.
В начале июня министры ОПЕК+ приняли решение о немного ускоренном повышении квот: в июле и августе вместо 432 тыс б/с было решено увеличить квоты на 648 тыс б/с. Таким образом в августе будут исчерпаны ограничения по снижению добычи на 9,7 млн б/с, принятые с мая 2020 года на фоне пандемии COVID-19. Отметим, что соглашение ОПЕК+ действует до конца текущего года.
Несмотря на разрешение повысить нефтедобычу, страны коалиции существенно отстают от установленного плана. В мае рынок недополучал 2,8 млн б/с (около 3% мирового спроса на нефть), в июне - порядка 2,77 млн б/с.
Квота РФ и Саудовской Аравии на добычу нефти с июня составляет 11 млн б/с. При этом в июне Россия добывала в среднем 9,9 млн б/с нефти.
Ранее вице-премьер Александр Новак выражал уверенность, что летом Россия сможет выполнить квоты ОПЕК+.
Вопрос об уровнях нефтедобычи на сентябрь будет решаться ОПЕК+ 3 августа.
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Центра энергетических исследований Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Вячеслав Кулагин в первую очередь отметил, что отставание стран ОПЕК+ от установленного плана по нефтедобыче обусловлено двумя причинами.
"Первая причина связана с Россией. Это внешнеторговые ограничения, снижение поставок в западном направлении, потребность переориентации в восточном. Вторая причина связана со всеми остальными странами. У них просто нет возможности повысить. То, что можно было, на эти уровни добычи вышли, а дальше просто есть ресурсные ограничения, проектные ограничения, которые не позволяют в эти сроки достаточно устойчиво наращивать добычу. Причем это отставание мы видим по очень многим странам ОПЕК+ фактически с первых месяцев 2022 года. Там же был помесячный график повышения, и в разные месяцы каждая страна доходила до некоторого верхнего лимита своих возможностей, после чего только немного могла увеличивать", - поведал эксперт.
Он добавил, что на сегодняшний день увеличивать добычу фактически могут лишь две страны. "Говорить о росте добычи без серьезных дополнительных инвестиций с учетом существующих возможностей сейчас могут Саудовская Аравия и ОАЭ. Считается, что у них пока есть эти возможности. У других стран действительно с этим значительно хуже. И им приходится идти ниже разрешенных лимитов", - объяснил директор Центра энергетических исследований Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ.
Он также выразил сомнение в том, что ОПЕК+ на заседании 3 августа увеличит квоты. "В принципе, рынок пока это позволяет. Вопрос только в том, что физически это нельзя будет реализовать. Квоту повысить можно, странам разрешить добывать больше, но это будет разрешение без практической реализации. Этим действительно воспользуются 1-2 страны, а вот для других это будет некая опция, которая позволит привлекать дополнительные инвестиции, вкладываться в добычу и в будущем выходить на более высокие объемы производства", - заявил Вячеслав Кулагин.
По его словам, если раньше все решения ОПЕК+ были практическими, и они выполнялись, то сейчас это уже немножко другой статус самого соглашения. "Сейчас это скорее опция, разрешающая добычу, а не конкретная цифра, кто и сколько будет добывать. Весь формат действительно немножко меняется. Я думаю, каким бы ни было сентябрьское решение, оно не сильно повлияет на рынок. Но здесь скорее страны ОПЕК+ захотят показать свою приверженность общей идее регулирования рынка, и то, что они не собираются играть в игры "ОПЕК против России", что они по-прежнему хотят координировать будущее все вместе, а не пытаться демпинговать против друг друга на каких-то рынках. И это главный знак данного соглашения и любых договоренностей по сохранению добычи, по небольшому увеличению, что ОПЕК+ продолжает работать в составе тех стран, которые в него входят, и все этой идеологии общего согласования придерживаются", - заключил эксперт.