Правительство РФ на сегодняшнем заседании одобрило законопроект "О федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов", сообщила вице-премьер Татьяна Голикова.
Дефицит бюджета составит 4,4% ВВП в нынешнем году, 2,4% ВВП в 2021 году и около 1% ВВП с 2022 года, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов на заседании правительства. Объем заимствований в следующем году будет увеличен по сравнению с предыдущими планами на 875 млрд рублей. Уровень госдолга в последующие годы будет составлять около 20% ВВП.
Ранее со ссылкой на источники сообщалось, что доходы бюджета в 2021 году ожидаются в размере 18,745 трлн рублей, расходы - 21,501 трлн рублей, в 2022 году - 20,63 трлн рублей и 21,88 трлн рублей соответственно. В 2023 году доходы ожидаются в размере 22,253 трлн рублей, расходы - 23,666 трлн рублей, напоминает "Интерфакс".
Валовый объем заимствований РФ в 2021 году может составить 3,822 трлн рублей, погашение - около 1 трлн рублей, чистое привлечение - около 2,7 трлн рублей.
В комплекте с проектом бюджета идут поправки в Бюджетный кодекс РФ, которые устанавливают особенности исполнения бюджета в 2021 году. В частности, они повышают предельный общий объем расходов на следующий год на 875 млрд рублей за счет роста объема средств, ранее составлявших Фонд развития - с 585 млрд рублей до 1,460 трлн рублей увеличивается расчетный объем расходов, который учитывается при формировании общего объема расходов бюджета на год.
Ранее сумма в 585 млрд рублей ежегодно являлась Фондом развития, однако в этом году из Бюджетного кодекса убрали статью 179.5 "Фонд развития". Поправками эта сумма увеличивается только в 2021 году, в последующие два года она остается прежней.
Это обеспечит постепенную адаптацию бюджета к новым макроэкономическим условиям и позволит продолжить использование мер по восстановлению экономики и реальных доходов, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Кроме того, устанавливается, что средства Фонда национального благосостояния в размере не более 1% ВВП в следующем году могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета, бюджета Пенсионного фонда и на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан, если средняя цена на нефть марки Urals за месяц опустится ниже базовой цены на нефть ($43,25 в 2021 году).
Законопроект продлевает на год положения, позволяющие замещать внутренними или внешними заимствованиями другие источники финансирования дефицита, в случае необходимости делать это с превышением верхнего предела внутреннего или внешнего долга. Это условие распространяется и на предоставление государственных гарантий.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" профессор кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС Юрий Юденков, с учетом дефицитности бюджета на этот и два следующих года, есть вероятность того, что правительству понадобится сократить уже установленные бюджетные расходы.
"В целом, вероятность эта не столь велика, поскольку сокращение бюджета, то есть секвестирование, начинается только в том случае, когда доходная часть бюджета меньше на 10% от плановой. Навряд ли у нас доходная часть бюджета будет на 10% меньше, чем планируется сейчас – и все же такая вероятность, и кабмин должен рассматривать подобный сценарий", - сказал он.
"Действительно необходим запасной план, чтобы резкое падение доходов не привело к урезанию расходов спонтанного характера. Например, в случае, если, не дай Бог, будет вторая тяжелая волна коронавируса – тогда секвестирование бюджета вполне может понадобиться. Правительство определенно должно иметь в запасе сценарий на случай форс-мажора", - подчеркнул Юрий Юденков.