Нефтяные цены продолжают расти сегодня с утра, продолжая произошедший накануне скачок, оказавшийся самым высоким за год, говорят данные торгов.
Стоимость фьючерсов на нефть марки Brent с поставкой в июне к 8:05 мск выросла на $0,39 (0,46%), до $85,32 баррель, преодолев психологическую отметку в $85. Накануне контракты поднимались в цене на $5,04 (6,3%), до максимума $84,93 за баррель.
Майские фьючерсы на легкую нефть WTI к этому моменту дорожали на $0,38 (0,47%) и стоили $80,80 за баррель. В понедельник цена подскочила на $4,75 (6,3%), достигая $80,42 за баррель.
В целом произошедший накануне подъем цен на Brent оказался самым резким за год - с 21 марта прошлого года, на WTI - почти за год, с 12 апреля прошлого года, следует из данных Dow Jones.
Почему подорожала нефть
На стоимость нефти повлияло принятое 2 апреля девятью из 20 стран ОПЕК+ решение пойти на добровольное сокращение добычи с мая до конца 2023 года. Оно станет дополнительным к обязательствам, согласованным участниками сделки в октябре минувшего года, согласно которым снижение должно было равняться 2 млн б/с относительно августа-2022.
В мониторинговом комитете ОПЕК+ накануне уточнили объем дополнительной корректировки - это 1,66 млн б/с, передает "Интерфакс".
Внезапное решение о новом сокращении заставило участников рынка и аналитиков изменить прогнозы нефтяных цен. Так, в Goldman Sachs теперь прогнозируют цену Brent на декабрь года в размере $95, а не $90, как до скачка цен. Еще через год, по их мнению, она будет стоить $100 (а не $95) за баррель.
Почему взорвался нефтяной рынок?
Директор Центра энергетических исследований Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Вячеслав Кулагин в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" обратил внимание, что само по себе сокращение на 1,66 млн баррелей ежесуточно не является значительным для мирового рынка. "Сокращение составляет около 1,5% от мирового потребления, то есть совсем немного. Однако вопрос не в потреблении, а в объемах торговли и объемах корректировки рынка. На рынке был временный переизбыток предложения, и сокращение нефтедобычи странами ОПЕК+ позволило его снять, тем самым перевести рыночный профицит в баланс и даже в некоторый дефицит", - сообщил он.
"Как только стало ясно, что с мирового рынка уходят "лишние" объемы нефти, это позволило по-новому взглянуть на текущую ситуацию. Но на трейдеров повлияло еще и то, что впервые с 2016 года ОПЕК+ повел себя так нестандартно. Обычно же были плановые заседания, работа мониторинговой группы, а тут решение было принято достаточно внезапно. На эти даты официально ничего не планировалось, и все ждали, что ОПЕК+ будет наблюдать за ситуацией и реагировать спустя какое-то время. Так трейдеры увидели, что формат способен гибко реагировать на ситуацию на рынке с учетом собственных интересов. Отсюда и резкий рост цен – все аналитические агентства теперь пересматривают перспективу средней цены по текущему году в верхнюю сторону", - отметил Вячеслав Кулагин.
ОПЕК+ будет работать по-новому
По словам экономиста, тактика внезапных решений станет постоянной практикой ОПЕК+, поскольку мировой рынок в настоящее время достиг определенного баланса с точки зрения предложения.
"ОПЕК+ не в чужие игры играет, а ведет свою игру, четко отстаивая собственные позиции. Что еще показательно: если раньше сдерживание добычи ОПЕК+ во многом вело к потере доли рынка участвующими в формате странами, то сейчас этого почти не происходит. Американские производители стали аккуратно себя вести, смотреть за прибылью и не наращивать добычу при любом удобном случае. То есть там тоже сдержанные показатели. Поэтому теперь рынок относительно сбалансирован, даже с некоторым дефицитом", - пояснил Вячеслав Кулагин.
"В дальнейшем все будут смотреть на ситуацию в мировой экономике и на спрос. Напомню, что это уже не первое решение по сокращению, осенью уже было принято аналогичное решение. То есть на днях мы увидели после наращивания производства нефти в первом полугодии 2022 года уже второе серьезное решение по корректировке добычи вниз. Это очень показательный сигнал для рынка", - заключил он.