Иранский президент в среду прибудет в столицу Турции, об этом пишет IRNA.
Эбрагим Раиси прилетит в Анкару по приглашению президента Турции. При этом он возглавит делегацию, в состав которой войдут высокопоставленные чиновники.
В Анкаре иранский президент проведет переговоры с Реджепом Тайипом Эрдоганом.
В программу визита также входит VIII заседание Высшего совета Ирана и Турции по экономическому сотрудничеству. Оно пройдет под председательством Раиси и Эрдогана.
По итогам переговоров президенты выступят на совместной пресс-конференции.
В планах Раиси также встреча представителями иранских и турецких деловых кругов. Пообщается иранский президент и с иранскими экспатриантами.
Напомним, изначально визит Раиси планировался на 5 января текущего года. Но поездку пришлось перенести из-за кровавого теракта в Кермане. Третьего января на мероприятии в память о генерале Касеме Сулеймани террористы устроили два взрыва. Жертвами преступления стали почти сто человек. Пострадали более двухсот.
О чем Эрдоган будет говорить с Раиси?
Востоковед, политолог Фархад Ибрагимов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" рассказал об ожидаемой повестке переговоров президентов Турции и Ирана.
"В первую очередь Эрдоган и Раиси будут обсуждать вопросы безопасности. Для Ирана и для Турции это вопросы краеугольные, очень важные. Затем на повестке дня обязательно будут вопросы экономического сотрудничества, так как Турция продолжает очень серьезно инвестировать в Иран. Хотя Тегеран находится под санкциями, Анкару это особо не страшит. Есть определенные сложности из-за санкционных ограничений, но тем не менее турецкие власти считают, что будет правильно не отказываться от своих проектов и идей по развитию сотрудничества с Ираном", - сообщил Фархад Ибрагимов.
"Несомненно, президенты будут говорить о путях решения курдского вопроса, который является животрепещущим как для турок, так и для иранцев. И, конечно, ситуацию на Ближнем Востоке невозможно не обсуждать. Турция и Иран – две неарабские страны, являющиеся самыми весомыми в регионе, при этом они обе занимаются вплотную тем, чтобы урегулировать в том или ином смысле процессы, возникшие между ХАМАС и Израилем. Безопасность, бизнес-проекты и ситуация в секторе Газа – то, на что будет делать акцент Раиси в ходе встречи с Эрдоганом", - отметил востоковед.
Отношения Турции и Ирана
По оценке политолога, отношения Турции и Ирана, будучи нейтральными, являются примером того, как крупные государства могут конкурировать за влияние в регионе без острых конфликтных элементов. "Это нормальные, прагматичные отношения двух стран, которые хотят быть доминирующей единицей на Ближнем Востоке. Между ними время от времени возникают сложности, но дипломаты всегда потом между собой договариваются. Дело в том, что в связях Турции и Ирана преобладают серьезные экономические взаимоотношения и кооперация в бизнесе", - обратил внимание Фархад Ибрагимов.
"Турция нуждается в дешевых энергоресурсах, а Иран – в стабильном экспорте энергоресурсов, поэтому ИРИ поставляет нефть и газ туркам по очень выгодной цене. Турецкую сторону это полностью устраивает. Кроме того, Иран – это свободное поле для инвестиций, так как западные компании там не присутствуют, а многие отдаленные государства не рискуют осваивать Исламскую республику экономически. Турки ее осваивают, турецкие бренды и компании разного уровня, от малого бизнеса до крупного, принимают участие в иранских проектах. Где-то они маскируются, где-то в открытую об этом заявляют. Благодаря этим двум направлениям товарооборот между Турцией и Ираном расширяется очень серьезно", - поведал востоковед.
"Поэтому турецко-иранские отношения являются довольно устойчивыми. Когда кто-то говорит, что между Турцией и Ираном может возникнуть некая война, он озвучивает сценарий, не реалистичный в ближайшие десятилетия, так как прагматизм превалирует как с одной, так и с другой стороны. В силу этих объективных моментов и нюансов можно с уверенностью ожидать, что турецко-иранские отношения будут продолжать развиваться с преодолением сложностей, возникающих на фоне борьбы геополитических интересов двух стран. Они между собой быстро договариваются", - заключил он.