Россия и Иран подписывают сегодня документ о создании железной дороги Решт-Астара.
Важное соглашение подписывают в иранской столице глава Минтранса РФ Виталий Савельев и министр дорог и городского развития ИР Мехрдад Базрпаш. Вице-премьер Александр Новак, совершающий двухдневный рабочий визит в Тегеран, также принимает участие в церемонии. Президенты России и Ирана Владимир Путин и Эбрахим Раиси наблюдают за церемонией по видеосвязи.
Российская и иранская сторона, согласно документу, совместно займутся созданием проекта дороги, ее строительством, а в дальнейшем поставкой услуг и товаров на данном участке.
«Наконец, через 23 года будет завершен транспортный коридор Север-Юг, соединяющий Южную Азию с Северной Европой»
– замглавы администрации президента Ирана по политическим вопросам Мохаммад Джамшиди
Партнерство с Азербайджаном
Выступая на церемонии подписания, Владимир Путин подчеркнул, что Россия и Иран будут реализовывать проект в тесном партнерстве с Азербайджаном. Завершением подготовки коридора "Север-Юг" к запуску станет не только физическая железная дорога, но и трехстороннее соглашение Москвы, Баку и Тегерана о работе МТК, и президент России обратил внимание, что в дальнейшем три государства будут действовать в координации друг с другом.
"Мы рассчитываем на скорейшее завершение подготовки в трехстороннем формате, с участием азербайджанской стороны, соглашения о сотрудничестве по развитию железнодорожной инфраструктуры и грузовых перевозок по маршруту "Север-Юг"
– Владимир Путин
Перегон Решт - Астара - это 170 км железной дороги, которая станет связующим звеном между сухопутными участками на МТК Север - Юг.
Россия инвестирует в дорогу больше 100 млрд рублей
Политолог, эксперт международного дискуссионного клуба "Валдай" Фархад Ибрагимов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" сообщил, что Россия вложит в строительство дороги "Решт-Астара" $1,3 млрд.
"Подписанное сегодня соглашение подразумевает, что Иран и Россия сделают все необходимое, чтобы этот участок железной дороги наконец-то был достроен. О том, что "Север-Югу" не хватает только этого участка, говорят уже очень долгое время, но по разным причинам строительство откладывалось или затягивалось. В Иране существовал целый ряд экономических проблем, а также ограничения, которые могли повлиять на инвестиции России в данный проект. Хорошо, что задача скорейшим образом запустить "Север-Юг" поставлена президентами Путиным и Раиси", - сказал он.
"По оценкам специалистов, на строительство участка "Астара-Решт" уйдет около года. Конечно, если не возникнет каких-то форс-мажорных обстоятельств наподобие пандемии. Россия выделила нужную и отправляет определенное число экспертов – инженеров, технологов, строителей – в Иран, чтобы вместе с иранскими коллегами они провели разработку участка. Там довольно сложный рельеф, который может негативно влиять на сроки запуска транспортного коридора. Для ускорения реализации проекта и нужно участие России", - отметил Фархад Ибрагимов.
"Если уж Москва взялась серьезно за достройку этого участка, то он будет запущен в самое ближайшее время. С учетом всех нюансов и возможностей, которыми обладают Россия и Иран, запуск "Север-Юга" в тестовом режиме произойдет уже в 2024 году, в полном смысле в 2025 году. Можно быть уверенным, что дорога будет теперь строиться в интенсивном режиме за счет российских денег и специалистов", - заключил востоковед.