Цены на нефть продолжат расти, так что уже в третьем квартале этого года они могут достичь $100 за баррель, считают аналитики Goldman Sachs Group Inc.
По их мнению, подъем на рынке обусловлен фундаментальными факторами: последствия штамма коронавируса "омикрон" для спроса на нефть оказались более слабыми, чем у предыдущей "дельты", так что дефицит предложения сохраняется, передает "Интерфакс".
Эксперты банка указывают, что запасы нефти в странах Организации экономического сотрудничества и развития к лету сократятся до минимального с 2000 года уровня, снизятся и резервные мощности ОПЕК+.
Поэтому прогноз стоимости Brent на третий и четвертый кварталы нынешнего года повышен на $20 за баррель, до $100 за баррель. Прогноз средней стоимости Brent на весь год вырос до $96 за баррель с $81 за баррель, на 2023 год - до $105 за баррель с $85 за баррель.
По оценкам Goldman, дефицит предложения на нефтяном рынке в ноябре прошлого - январе нынешнего года достиг 0,5 млн б/с, то есть оказался более значительным, чем банк прогнозировал ранее. Эксперты объясняют это повышением спроса на "черное золото", которое служит заменой гораздо быстрее дорожающему газу, а также высокой промышленной активностью в Китае и уменьшением добычи в ряде стран ОПЕК+.
Во втором квартале 2022 года предложение на рынке нефти, как ожидается, окажется выше спроса на 0,4 млн б/с, что ниже сезонного уровня.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Центра энергетических исследований Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Вячеслав Кулагин, возвращение цен на нефть к уровням 2014 года вполне реально.
"Я бы не рассматривал такой прогноз как базовый, но при определенном стечении обстоятельств нефтяные котировки выше $100 за баррель возможны. Для этого прежде всего должно достаточно бодро продолжиться восстановление спроса. Условно говоря, если "омикроном" все быстро заразятся и получат иммунитет, то затем наступит определенная стабилизация, локдауны и закрытие границ снизятся и спрос будет расти активнее, чем сейчас", - сказал он.
"Также нужны определенные действия ОПЕК+. В 2021 году ОПЕК+ достаточно стойко продержалась в части выполнения поставленной цели по изъятию избыточных объемов нефти из хранилищ, которые в 2020 году рекордно наполнились. Несмотря на определенные стимулы по наращиванию добычи, страны не пошли выше запланированных квот. Далее на котировки будет влиять то, захочет ли ОПЕК+ поднимать квоты или предпочтет вести более сдержанную политику. При сдержанной политике цены продолжат расти", - сообщил Вячеслав Кулагин.
"Есть еще и момент нестабильности на рынке. Периодически происходят всплески цен, свидетельствующие о напряженности на рынке. К примеру, сегодня была новость об атаке на ОАЭ – серьезного удара по нефтяной отрасли не произошло, но цены заметно пошли вверх. Если же сходная новость совпадет, например, с останавливающим добычу ураганом где-нибудь в Мексиканском заливе в августе-сентябре, цены легко подскочат выше $100 за баррель. При этом понятно, что такой уровень котировок заметно выше равновесного, в котором пересекаются спрос и предложение. А значит, рынок сейчас живет в несколько искусственном состоянии", - обратил внимание экономист.
"Нельзя исключать и обратной ситуации, если в ОПЕК+ вновь начнется конфликт и страны станут вести несогласованную политику, или если после "омикрона" появятся более опасные штаммы коронавируса, требующие строгих локдаунов. Тогда цены пойдут вниз. Возможно, это произойдет уже в январе-феврале. Так что на рынок воздействует достаточно широкий спектр факторов, делая его неустойчивым и волатильным, способным давать колебания и вверх, и вниз довольно сильно – от провала ниже $60 за баррель до выхода выше $100 за баррель", - заключил Вячеслав Кулагин.