Иранская сторона на фоне планов США восстановить санкции против Тегерана увеличила мощности обогащения урана, сообщили в Организации атомной энергии Ирана (ОАЭИ).
"Будет ли задействован механизм разрешения споров (с помощью которого возможно восстановить санкции) или продолжится текущая обстановка, так или иначе Организация атомной энергии сделала большие шаги по обеспечению (показателя в) 190 тыс ЕРР (единица работы по разделению изотопов)", - приводит РИА Новости сообщение ОАЭИ.
Ранее президент США Дональд Трамп заявил, что госсекретарь США Майк Помпео по его поручению направится в ООН, чтобы уведомить организацию о начале процедуры восстановления антииранских санкций. "Сегодня (19 августа - ред.) я даю указание госсекретарю Майклу Помпео уведомить СБ ООН о том, что Соединенные Штаты намерены восстановить практически все санкции ООН против Ирана, (действие которых) ранее было приостановлено", - сообщил американский лидер.
В Вашингтоне утверждают, что санкции вступят в силу через 30 дней после официального уведомления ООН. В Госдепе уточняли, что санкции против ИРИ будут включать в том числе запрет на обогащение урана.
Напомним, верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи после выхода США из ядерной сделки в 2018 году распорядился, чтобы Организация атомной энергии Ирана (ОАЭИ) немедленно начала подготовку к обогащению урана на уровне 190 тыс ЕРР. В Тегеране утверждали, что наращивание мощностей по обогащению урана не выйдет за рамки ядерной сделки и что ядерная деятельность Исламской Республики носит мирный характер.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока РАН Владимир Сажин, Иран последовательно продолжает политику несоблюдения требований СВПД в ответ на невыполнение обязательств западными партнерами по иранской ядерной сделке. "Напомню, что после того, как американцы вышли из СВПД в мае 2018 года, Иран придерживался всех требований Плана в течение года, а в мае 2019 года начал политику постепенного выхода из СВПД, точнее, отказа от соблюдения отдельных его пунктов. В итоге в январе был запущен уже пятый этап такой политики – снятие обязательств по развитию ядерной программы. В частности, были увеличены мощности обогащения урана путем восстановления более эффективных центрифуг нового поколения", - напомнил он.
"Насколько мне известно, на данный момент Иран дошел до 4,5%-го обогащения урана, хотя в соответствии с СВПД ему разрешено обогащать уран только до 3,67%. Увеличено и общее количество обогащенного урана, по этому показателю Тегеран уже давно превзошел тот уровень, который требует СВПД. При этом надо подчеркнуть, что на протяжении всего этого времени Иран не уклонялся от контроля со стороны МАГАТЭ, за исключением ряда объектов, что вызвало недовольство со стороны МАГАТЭ", - добавил Владимир Сажин.
"Далее очень многое будет зависеть от выборов президента США. Если вновь победит Трамп, боюсь, Иран окончательно выйдет из СВПД. Де-факто он уже практически не соблюдает План, а тогда выйдет и де-юре. Победа демократа Байдена ситуацию изменит, так как демократы при всем недоверии к Ирану ведут более прагматичную внешнюю политику. На мой взгляд, наибольшая заслуга предыдущего президента Барака Обамы, а он является демократом, заключалась в том, что он заключил с Тегераном СВПД (как и президента Ирана Хасана Рухани). Конечно, ожидать после прихода к власти Байдена мгновенных перемен не стоит, но, я думаю, после выборов в США Иран выдержит определенную паузу во внешней политике и развитии ядерной программы, чтобы дать возможность Вашингтону сделать шаг навстречу", - прогнозирует востоковед.
"В самом Иране положение очень сложное, поскольку в феврале сторонники Рухани проиграли с разгромным счетом выборы в парламент. Президент и его правительство – это, фактически, одинокий парус умеренных политических сил в океане радикалов. Рухани сейчас очень трудно выдерживать ту же самую линию, какой он придерживался на протяжении большей части президентства, так как консерваторы, оппоненты Рухани выступают резко против СВПД. Кстати, активизировался экс-президент Махмуд Ахмадинеджад, многие иранские обозреватели ожидают его возвращения, в том числе на президентский пост – а выборы уже в следующем мае. В таком случае вопрос о СВПД станет как никогда сложным", - подчеркнул Владимир Сажин.
"В целом, даже если гипотетически в США победит Байден, простого диалога между Вашингтоном и Тегераном не будет. Перспективы СВПД не особенно радужные. Иран и так находится в сложном положении под давлением американских санкций, к тому же, пандемия очень сильно подействовала на людей в Иране и экономику страны, которую подорвали еще и низкие цены на нефть. Поэтому весь вопрос теперь заключается в том, сможет ли иранское руководство справиться со всеми проблемами, среди которых сохранение СВПД – лишь один вопрос из целого ряда", - заключил он.