Армянские власти намерены устроить референдум по новой Конституции в 2027 году, об этом рассказал глава Минюста Григор Минасян.
По его словам, вопрос был рассмотрен, и в итоге стало очевидно, что поправок в Конституцию будет недостаточно – стране нужен новый основной закон.
"В центре внимания сейчас тема стабильного парламентского большинства, и инициаторы конституционных реформ хотят закрепить эту норму в будущей Конституции"
– министр
Как сообщает Sputnik Армения, ближайшее заседание конституционной комиссии назначено на 5 сентября, причем тема изъятия из текста Конституции территориальных претензий к Азербайджану не обсуждается.
Отметим, что ранее о потребности в новой Конституции заявлял, и неоднократно, премьер-министр Никол Пашинян. Он объяснял ее необходимостью "обеспечить конкурентоспособность и жизнеспособность страны" в изменившихся реалиях.
Напомним, что Баку настаивает на отказе Армении от территориальных претензий, которые прописаны в ее Конституции. Азербайджанская сторона считает, что мирный договор без изменения основного закона РА невозможен.
Почему Армения отложила референдум на потом?
Генеральный директор Каспийского института стратегических исследований (Россия), главный редактор журнала "Национальная оборона", политический аналитик Игорь Коротченко рассказал о возможных причинах решения Еревана проводить конституционный референдум не в ближайшие месяцы, а через три года.
"Я полагаю, это осознанное стремление команды Пашиняна каким-то образом оттянуть внесение поправок в Конституцию в той части, что касается отмены территориальных претензий к Азербайджану. Для правительства Пашиняна, которое в значительной мере находится под внешним влиянием таких сил, как США, Франция и Евросоюз, все-таки идти на быстрые, эффективные и результативные меры пока не представляется возможным. Тут сказывается целый ряд обстоятельств, и прежде всего то, что глобально Запад не заинтересован в установлении мира между Азербайджаном и Арменией, в том числе в фиксации этого мира юридически", - прежде всего сказал он.
"Дело в том, что Западу выгодно сохранение потенциала ревизии армяно-азербайджанских отношений в той или иной перспективе, будь то Пашиняном или следующим руководителем Армении. Кроме того, все-таки в Армении остаются достаточно влиятельными силы реванша. Идущий процесс перевооружения армянской армии, в том числе наступательными видами оружия, является одним из показателей того, что далеко не все в Ереване окончательно смирились с итогами восстановления территориальной целостности и суверенитета Азербайджана. Также никуда не уходит деструктивное влияние мировой армянской диаспоры как самодостаточного политического игрока, обладающего существенными финансовыми, медийными и другими форматами влияния на целый ряд правительств и парламентов западных стран", - сообщил Игорь Коротченко.
"Таким образом, большая игра вокруг Южного Кавказа по-прежнему продолжается. В связи с этим как Россия, так и Турция, и Азербайджан, и Иран, и Грузия должны осознавать существующие риски и стремиться сделать так, чтобы находить общие подходы к максимальной блокаде деструктивных веяний Запада, приходящих в регион через Армению. В идеале надо приостановить превращение Армении в "троянского коня" Запада, чтобы не допустить новой большой дестабилизации ситуации на Южном Кавказе", - подчеркнул политический аналитик.
Что будет с регионом в ближайшие три года?
Без поправок в Конституцию Армении не будет подписан мирный договор между Ереваном и Баку, следовательно, еще на три года Южный Кавказ останется в нестабильном состоянии. "Регион сегодня пытаются расшатать по многим направлениям. В частности, мы видим, как негативно воздействует Запад на ситуацию в Грузии, фактически готовит госпереворот и уничтожение легитимного правительства. В условиях, когда оппозиция не может победить конституционным путем, готовится к применению сценарий "цветной революции" и насильственной смены власти – причем этого даже никто не скрывает. Ситуация в Иране также активно раскачивается внешними игроками", - указал Игорь Коротченко.
"Мы видим в целом деструктивную позицию западных спецслужб, которые приезжают в Ереван как в свою штаб-квартиру. Их открыто принимает и Пашинян, и секретарь Совбеза Армении Армен Григорян и так далее. Мирный договор Баку и Еревана нужен, чтобы ситуация в регионе была стабилизирована. Важно, что соглашение должно дополняться рычагами влияния для принуждения Армении выполнять этот мирный договор. В частности, требуется поддержание военного потенциала Азербайджана", - отметил главный редактор "Национальной обороны".
"С другой стороны, мы видим повышение геополитического статуса Баку как одной из мировых столиц и резкий рост авторитетности Азербайджана в системе международных отношений и выдвижении глобальных инициатив. Де-факто у Азербайджана есть мандат на обеспечение мира и стабильности на Южном Кавказе. Об этом, кстати, впервые сказал президент Беларуси Александр Лукашенко, который в ходе посещения Карабаха, обращаясь к президенту Азербайджана, сказал: "У вас, Ильхам Гейдарович, мандат и ответственность теперь не только за спокойствие и безопасность Азербайджана, но и всего региона в целом". Я думаю, что и в ходе визита Владимира Путина в Баку так или иначе вопрос стабильности и обеспечения безопасности в регионе при активном и очень важном участии Азербайджана также обсуждался", - обратил внимание он.
"В этом плане у Азербайджана есть глобальная миссия мира и спокойствия в регионе, которую он будет безусловно выполнять де-факто, работая фактором стабильности, предсказуемости и надежды на то, что внешним игрокам не удастся дестабилизировать Южный Кавказ", - заключил Игорь Коротченко.