Сегодня в Азербайджане отмечают 160-летие со дня рождения создателя национальной армии, выдающегося полководца, военного министра Азербайджанской Демократической Республики генерала Самед-бека Мехмандарова.
Он родился 16 октября 1855 года в городе Лянкяран. Будущий боевой генерал российской императорской армии происходил из знатного бекского рода. Военную службу он начал 1 сентября 1873 года юнкером 25-го Константиновского военного училища в Санкт-Петербурге.
В первый раз Мехмандаров заставил говорить о своем таланте военачальника во время похода российских войск в Китай в 1900–1901 годах. Будучи командиром батареи, он отличился при осаде и взятии города Цицикара. Мехмандаров получил звание полковника и золотое оружие "За храбрость".
За боевые заслуги при обороне Порт-Артура он был награжден несколькими боевыми орденами и золотым оружием, ему также было присвоено звание генерал-майора.
Новый взлет военной карьеры Мехмандарова был связан с Первой мировой войной, участие в которой стало для генерала поистине легендарным. Только в одном Галицийском сражении 1914 года он последовательно разгромил германские и австрийские войска в трех боевых операциях, за что был удостоен ордена Святого Георгия 3-й степени и Георгиевского оружия, украшенного бриллиантами, а также произведен в чин генерала от артиллерии.
В истории российской армии генерал Мехмандаров был единственным полководцем, получившим золотое и Георгиевское оружие "За храбрость" (с бриллиантами).
В декабре 1914 года он был назначен командующим 2-м Кавказским армейским корпусом, во главе которого еще не раз наносил поражения германским и австро-венгерским войскам. Мехмандаров был удостоен всех высших наград, включая второй по значимости в иерархии орденов Российской империи орден Святого Александра Невского с мечами.
Февральскую революцию он встретил отрицательно, уже в марте уволился из действующей армии и уехал во Владикавказ, где поселился как частное лицо. Однако время его отсутствия в воинском строю было непродолжительным: 1 ноября Мехмандаров был назначен помощником военного министра Азербайджанской Демократической Республики, а 25 декабря – военным министром. Под его непосредственным руководством началось формирование национальной армии, которое не было завершено в силу ряда внешнеполитических причин. Между тем за короткий период Мехмандарову удалось организовать армию, которая победила дашнакские отряды и полностью освободила территорию Азербайджана от банд.
Мехмандаров занимал должность военного министра до прихода в Азербайджан 11-й Красной Армии 28 апреля 1920 года. В начале августа он прибыл в Москву, где был назначен в распоряжение Всероссийского главного штаба, а затем в состав Артиллерийской уставной комиссии. В июле 1921 года военачальник вернулся в Азербайджан. Генерал прослужил вплоть до 1928 года на штабных, преподавательских и военно-научных должностях, создав, по сути, систему подготовки офицерских кадров для Закавказского военного округа ВС СССР и государств Южного Кавказа.
1 июня 1928 года Самед-бек Мехмандаров вышел в отставку по состоянию здоровья. Прославленный генерал скончался в феврале 1931 года в Баку.
"Самед-бек Мехмандаров – один из выдающихся азербайджанских генералов. Он был генералом от артиллерии Российской Императорской Армии, а после провозглашения Азербайджанской Демократической Республики - военным министром. Под его началом шло формирование национальной армии АДР", - рассказала в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" доктор исторических наук, заведующая отделом "История азербайджано-российских отношений" Института Истории национальной академии наук Азербайджана Севиндж Алиева.
"В советское время хоть он и был сначала арестован, но затем был переведен в Москву, где находился в распоряжении Всероссийского главного штаба, а позже - в состав Артиллерийской уставной комиссии. Через некоторое время Мехмандарова перевели в Азербайджан и зачислили в штаб азербайджанских советских войск. Опытный военачальник неизменно привлекался к формированию воинских сил в Азербайджане. Он преподавал в Азербайджанской сводной школе комсостава, являлся советником в Комиссариате военных и морских сил Азербайджана", - рассказала историк.
"Мехмандаров – олицетворение настоящего офицера, смелого воина. Его стихией было военное дело и служение своей стране. Он не предавал свою родину, он был вместе с ней в самые разные периоды ее истории. Он мог эмигрировать, уехать, отойти от дел. Но когда так мало было национальных кадров, Мехмандаров выполнял свой долг, служил своему народу, способствовал формированию азербайджанской армии. Его имя навсегда вписано в летопись боевой воинской славы XIX - начала XX веков, и память о нем важна не только благодарным потомкам, но и военной школе того периода", - заключила Севиндж Алиева.
Как рассказал в беседе с нашим корреспондентом историк Ильгар Нифталиев, Самед-бек Мехмандаров был участником двух войн - русско-японской и Первой мировой: "Вообще он был одним из самых видных генералов азербайджанской армии конца XIX - начала XX веков. Окончил в Петербурге военную академию, как и Али-Ага Шихлинский. Звание генерала он получил во время русско-японской войны. Был военным министром Азербайджанской Демократической Республики, участвовал в создании Национальной независимой армии, потом был награжден высшими орденами царской России. Большую роль сыграл в создании Национальной армии Азербайджана. Правда, потом, после установления советской власти, конечно, Мехмандаров был репрессирован на некоторое время и был арестован большевиками после гянджинского восстания как бывший военный министр национальной армии, но был освобожден Нариманом Наримановым", - рассказал историк.
"Если говорить о его роли в истории Азербайджана, то он – гордость страны, человек, своими ратными подвигами достигший такого высокого звания. И Мехмандаров, и Шихлинский относятся именно к этой плеяде азербайджанских военных. Считаю, что он сыграл ключевую роль в создании Национальной армии, которая с самого начала 20-го года насчитывала около 40 тыс человек, в создании военных школ в Гяндже, в Баку, в создании военных кадров в Азербайджане", - подчеркнул Ильгар Нифталиев.