Сегодня исполняется 28 лет со дня преступления, совершенного руководством СССР во главе с генсеком ЦК КПСС Михаилом Горбачевым против собственных граждан – "Черного января" 20 января 1990 года – когда мирный Баку был расстрелян резервистами якобы для подавления радикальных акций "Народного фронта". На деле против бакинцев была осуществлена кровавая акция устрашения, говоря современным языком – террористическая атака. Жертвами преступления стали 132 человека, включая женщин, стариков и детей, не имевших к беспорядкам никакого отношения. 612 человек ранено, 841 бакинец незаконно арестован.
Срежиссированность всех событий тех дней несомненна: сначала радикалы начали убивать людей в городе, не знавшем до того никаких конфликтов на национальной почве, добираясь даже до жителей элитных районов при полном попустительстве со стороны правоохранителей и других органов власти; затем спецслужбами был взорван энергоблок Бакинского телецентра, что отрезало столицу АзССР от остального СССР; затем, когда погромы уже сошли на нет, под покровом ночи Баку буквально взяли штурмом набранные из резервистов, преимущественно криминальных элементов, карательные спецподразделения. На пути к центру города они открыли беспорядочный огонь и стали давить танками машины и людей. Уже на следующий день каратели были отозваны, их заменили силы регулярной армии.
И никто не был наказан за эти убийства. Формально проведенное уголовное дело было закрыто с формулировкой "за отсутствием состава преступления" меньше чем через год после "Черного января"; после распада СССР ряд участников преступления бежали из Азербайджана. Многие из организаторов теракта, ставшего подлинным самоубийством СССР, до сих пор живы и не привлечены ни к какой ответственности.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" народный писатель, секретарь Союза писателей Азербайджана, президент ПЕН-клуба Чингиз Абдуллаев, всю ответственность за массовые убийства в Баку несет советская власть. "Власть отвечает за порядок в стране и в каждом городе, и в первую очередь вина за такие преступления лежит на ней. Государственные органы обязаны наводить порядок, а не устраивать расправу над собственным населением – а это была именно расправа, людей, просто проходивших по улице, давили БТРами, стреляли по всем подряд, включая русских, евреев, лезгин и татар. Совершенно очевидно, что вошедшие войска имели цель устрашения, и в первую очередь нужно спросить у власти, почему в мирное время в советский город вошла советская армия и стала убивать своих же советских граждан – это главный вопрос "Черного января" 1990 года", - подчеркнул он.
"Эта тема кровоточит до сих пор, потому что тогда многие потеряли своих близких, включая детей и родителей. Прошло 28 лет, но до сих пор остается эта боль. ""Черный январь" – это почти невероятный случай в истории цивилизованного мира, когда армия входит в свой город и зверски давит танками горожан. Это была огромная трагедия, о чем многие до сих пор не знают. Напомню, что Гейдар Алиев, вернувшись к власти, объявил о том, что расследование было проведено недостаточно тщательно, и потребовал заново расследовать дело и наказать виновных. Многие имена были названы, но, к сожалению, ни в Москве, ни в Баку так по-настоящему никого и не наказали за то, что погибли несчастные люди, случайные прохожие", - добавил Чингиз Абдуллаев.
Центральное имя среди преступников – это Михаил Горбачев. "На счету Горбачева не только Баку, но и Вильнюс, и Рига, и Тбилиси, и вообще то, как кроваво распадался СССР. Сегодняшняя война на Украине – тоже последствие неумной политики Горбачева. Я уверен, что история его обязательно заклеймит. Он не сумел сделать ничего, потерял и свою страну, и свою партию, и своих союзников, довел себя до того, что вынужден был отмечать юбилей в другой стране – настолько он презираем у себя на родине. Думаю, суд истории над ним уже состоялся, как и над Язовым. Я понимаю, что погибшим от этого не легче, но суд состоялся, и наказание грядет за все страдания, причиненные миллионам людей. В частности, Горбачев не стал решать армяно-азербайджанский конфликт, хотя это можно было сделать, ведь президиум Верховного совета СССР вынес решение о невозможности передела национальных границ. Горбачеву нужно было просто следовать закону – но он этого не сделал", - обратил внимание писатель.
"Горбачев оказался несостоятельным политиком, недаром Громыко, уходя в отставку, сказал о нем "не по Сеньке шапка". Не думаю, что сейчас где-либо стоит вопрос о привлечении его к уголовной ответственности, но моральную, историческую ответственность он, безусловно, несет и за Баку, и за все другие кровавые события, которые происходили во всех республиках СССР", - заключил Чингиз Абдуллаев.
Политический консультант, кандидат исторических наук Олег Кузнецов заявил, что сами националистические движения в республиках управлялись и организовывались сверху. "В дни "Черного января" нигде в СССР не привлекали к ответственности организаторов массовых беспорядков, поскольку этого некому было делать: центр в лице политического руководства СССР не был заинтересован. Власть показывала лишь готовность применять репрессивные меры в отношении народа в целях его устрашения, а организаторов к ответственности привлекать боялись – есть большое подозрение, что они были связаны непосредственно с политическим руководством страны. Когда я весной 1989 года ездил на зимних каникулах в Прибалтику, я видел, что офисы местного "Народного фронта" размещались в центральных комитетах ЛКСМ Латвии, Литвы и Эстонии, то есть связь между властями и антикоммунистической оппозицией была самая прямая", - обратил внимание он.
"Когда в начале 1990-х годов вышел справочник по неформальным общественным организациям, существовавшим на территории Советского Союза, оказалось, что во всех областных центрах были созданы политические клубы "Гражданская инициатива", все они имели одно и то же типовое название и всем им выделялись помещения в университетах марксизма-ленинизма или домах политического просвещения соответствующего обкома Компартии. Таким образом, организация и консолидация сил, направленных на развал Советского Союза, была осуществлена по прямому указанию верхушки Коммунистической партии СССР. В связи с этим, естественно, никто из тех людей, кого коммунистические руководители назначили оппозиционными лидерами, включая верхушку "Народного фронта" в Азербайджане, не был наказан за организацию массовых беспорядков, которые впоследствии привели к развалу Советского Союза", - подчеркнул Олег Кузнецов.
Эксперт добавил, что распад СССР защитил Михаила Горбачева и других организаторов "Черного января" от правовых последствий их преступлений, и для привлечения их к ответственности необходимо разработать новые законы. "Ни Горбачева, ни других людей, которые принимали участие в совершении преступлений 20 января 1990 года в Баку, не получится привлечь к уголовной ответственности по советским законам – СССР перестал существовать. Невозможно это сделать по азербайджанским законам – Азербайджан не признает правопреемство со стороны СССР, а в Российской Федерации как правопреемнице Союза, советские нормы не действуют, так как перекрыты нормами федерального законодательства. В отношении этих преступлений существует абсолютный правовой вакуум", - сообщил он.
Однако этот правовой вакуум может быть заполнен при наличии должной политической воли. Россия как правопреемник СССР могла бы разработать подобное законодательство в сотрудничестве с другими бывшими советскими республиками, тем более что у таких преступлений против народа, как "Черный январь", из-за их террористической природы нет срока давности. Все ныне живущие организаторы и исполнители расстрела Баку в ночь на 20 января 1990 года должны понести ответственность за свои преступления, поскольку их вина со временем не становится меньше.