В 2016 году Иран стал поставщиком нефти для Турции, что позволило Анкаре значительно сократить объем закупок энергоресурса из России. Иран получил возможность играть эту жизненно важную роль для Турции в связи со значительным скачком добычи нефти с момента начала осуществления в январе Совместного Всеобъемлющего плана действий (СВПД) и соглашения между Ираном и странами, отменившими международные санкции против нефтяной промышленности ИРИ. Тем не менее для того, чтобы Ирану продолжить играть эту стратегически важную роль в освобождении Турции от экспорта российской нефти, Тегерану необходимо будет дополнительно увеличить объемы добычи нефти. Сможет ли страна сделать это и в какие сроки, зависит в значительной степени от результатов президентских выборов в США.
Хотя Ирак был крупнейшим поставщиком сырой нефти в Турции в 2015 году, составляя 46 % турецкого импорта, Иран и Россия были следующими крупнейшими экспортерами сырой нефти, в совокупности составляя 39% турецкого импорта нефти. Согласно данным Регулятора энергетического рынка Турции (EMRA), иранская нефть составляла 20% в 2015 году, в то время как на долю России приходилось 19%. Тем не менее, в первом квартале 2016 года импорт нефти из России упал до 10,5%, а импорт из Ирана увеличился до 23,5%.
Хотя Турция также увеличила импорт нефти из Саудовской Аравии, поставки нефти из Тегерана более чем в два раза превышают поставки из Эр-Рияда. Тегеран получил возможность увеличить экспорт в Турцию из-за резкого роста добычи нефти после отмены санкций. До введения санкций в отношении Тегерана в 2012 году государство производило около 4,4 млн баррелей в день. В январе производство составило около 2,8 миллионов баррелей в сутки, или 64% от досанкционного уровня. С момента снятия санкций в январе по условиям СВПД, Иран увеличил добычу нефти до 3,8 млн баррелей, около 53% из которых идет на экспорт, таким образом, страна стремится достичь уровня добычи 4 млн баррелей в день к концу 2016 года.
В первом квартале 2016 года Турция также начала импортировать сырую нефть из Кувейта, который стал пятым по величине поставщиком Турции и на данный момент составляет 8,3% импорта нефти. Тем не менее, новый импорт из Кувейта в значительной степени компенсирует снижение импорта от более традиционных поставщиков, таких как Ирак, Египет, Казахстан и Италия.
Однако вклад иранский экспорт нефти для Турции все еще больше, чем у Саудовской Аравии и Кувейта вместе взятых. Но для того, чтобы Ирану оставаться экспортером Турции, необходимы иностранные инвестиции - как для восстановления стареющих нефтяных месторождений, так и для разработки новых, и все эти процессы зависят от текущих президентских выборов в США ,
В то время как Ирану необходимо улучшить условия своей новой контрактной модели для продажи нефти, чтобы привлечь инвесторов, европейские международные нефтяные компании, в частности, некоторые из тех, которые присутствовали в энергетическом секторе Ирана, - BP, Eni, Repsol, Shell, Statoil и Total - готовы инвестировать в Иран. Но все они ждут, какой будет уровень преемственности между политикой следующего президента США и нынешнего президента Барака Обамы. Ввиду того, что один из основных кандидатов на пост президента заявил, что он "пересмотрит" сделку с Ираном, для иностранных компаний остается слишком много неопределенности, мешающей им принять инвестиционные решения.
Срок полномочий следующего президента начинается 20 января 2017 года, и его / ее политика в отношении Ирана, скорее всего, станет очевидной в течение первых трех месяцев пребывания в должности. Если политика США по отношению к Ирану продолжит движение по текущей общей траектории, инвестиционные решения в энергетическом секторе страны могут быть приняты к концу 2017 года или в 2018 году, пишет Hurriyet.
Турция стремится поддерживать минимальный уровень импорта нефти из России, но то, к кому будет склоняться Турция - к Ирану или арабским государствам Персидского залива - в значительной степени определится результатом президентских выборов