Вестник Кавказа

Судьба нефти решится 20 марта?

Судьба нефти решится 20 марта?
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Встреча стран, как входящих в состав ОПЕК, так и не состоящих в организации, может осуществиться 20 марта в Москве. Об этом заявил замминистра нефтяной промышленности Ирака Фаяд аль-Нема.

"Встреча в Москве крупнейших стран-производителей нефти ОПЕК и стран, не входящих в картель, как ожидается, пройдет 20 марта. Будет обсуждаться заморозка уровня добычи", - приводит его слова со ссылкой на государственную газету Ирака Al-Sabah РИА Новости.

Аль-Нема уточнил, что Багдад готов к сотрудничеству в обсуждении заморозки уровня нефтедобычи с самыми крупными мировыми экспортерами. Кроме того, Ирак может дать гарантии того, что представители России и Саудовской Аравии также пойдут на переговоры.

Напомним, на прошлой неделе глава Минэнерго России Александр Новак рассказал, что встреча России, стран-участниц ОПЕК и других производителей нефти может состояться в период с 20 марта по 1 апреля, однако точная дата пока не определена. В качестве места проведения рассматриваются какой-либо российский город, Доха или Вена.

Также на прошлой неделе агентство Bloomberg со ссылкой на министра нефти Нигерии Эммануэля Качикву писало, что встреча экспортеров пройдет 20 марта в России. Позднее Миннефти Нигерии подтвердило день проведения встречи.

Министр нефти Венесуэлы Эулохио дель Пино подтвердил, что встреча 15 нефтедобывающих стран, на которой планируется рассмотреть положение дел с нефтяными ценами, действительно состоится, но не назвал дату и место ее проведения.

Старший аналитик "Уралсиб Кэпитал" Алексей Кокин в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" скептически оценил возможность того, что на встрече представителей стран-производителей нефти в Москве будет создан конкретный план по выходу из сложившегося нефтяного кризиса.. "Тем не менее, главным на этой встрече должно стать принятие принципиального решения о готовности всех участников взять на себя какие-либо обязательства по ограничению добычи нефти – не только стран ОПЕК, но и таких стран, как Норвегия и Мексика. Следующим этапом подразумевается создание мониторинга добычи, системы отчетности", - рассказал он.

По его словам, на встрече 20 марта странам будет необходимо договориться о конкретных цифрах по квотам, ведь не все готовы заморозить добычу на уровне января 2016 года. "Большинство стран на это согласны, однако Иран явно будет против, ряд государств хотели бы заморозить добычу на ином уровне. Далее потребуются меры доверия между странами, и тут никак не обойтись без прозрачной системы мониторинга. Скорее всего, она будет похожа на JODI, в которую страны-производители нефти сообщают статистику по добыче, только более оперативная и вызывающая доверие: JODI сейчас работает с большим отставанием", - отметил Кокин.

"В России уже существует такая система: российское Минэнерго собирает с производителей данные о добыче каждый день. Думаю, России достаточно будет предоставить эти данные в распоряжение других стран. Однако, к примеру, с Саудовской Аравией все гораздо сложнее в том смысле, что их данные – некая коммерческая или политическая тайна, которую они не хотят разглашать. Наверное, вопрос пойдет о том, чтобы все участники делились данными о добыче, причем по возможности достаточно подробно, чтобы исключать возможность манипуляций, фальсификаций и так далее", - ожидает аналитик.

Также странам придется договориться о взаимодействии на нефтяном рынке. "Желательно было бы исключить попытки конкуренции через ценовые войны. Эр-Рияд же пытался предоставлять скидки некоторым европейским потребителям, чтобы вытеснить российскую нефть в конце прошлого года. Это не стало массовым явлением, но это в определенном смысле агрессивная тактика. Можно было бы договориться, чтобы таких вещей хотя бы в ближайший год не совершать", - сообщил Алексей Кокин.

Начальник Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин, напротив, рассматривает возможное значение встречи 20 марта в оптимистичном ключе. "Встреча, конечно, может быть результативна. Ключевой вопрос - это позиция Ирана: пойдет ли он на заморозку уровня добычи. Однако нужно понимать, что даже если у каких-то стран-производителей произойдет небольшой рост, то это вполне будет компенсировано тем снижением добычи, которое мы сейчас наблюдаем в США. Америка, которая явилась одной из причин переизбытка нефти на мировом рынке, уже с апреля прошлого года показывает отрицательную динамику по объемам добычи. Таким образом, низкий ценовой фактор сработал, соответственно, мы видим результат по снижению добычи. Это позволяет корректировать рынок и сокращать тот переизбыток предложения, который мы наблюдали последние два года", - пояснил эксперт.

Если на эти события, по его словам, наложится заморозка добычи в ключевых странах-экспортерах, пусть даже и меньшими темпами, чем ожидалось, то, учитывая, что мировой спрос на нефть все-таки растет, - все это позволит ускорить выход на баланс спроса и предложения, так что цены в результате окажутся на более адекватном уровне. "Мы наблюдаем это в последние пару недель: нефтяные цены уже поднялись выше $40 фактически от $30, то есть, примерно на 25-30% от того уровня, который был несколько недель назад. Это сигнал участников рынка к тому, что они все-таки ожидают умеренного повышения цен", - рассказал Кулагин.

Начальник Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН подчеркнул, что в некотором смысле планируемая встреча уникальна. "За последние годы точно, а может быть, и за всю историю впервые собираются вместе не только страны ОПЕК, но и ключевые экспортеры, причем это происходит не на территории стран картеля, а на территории ключевого экспортера за пределами ОПЕК. То есть, это действительно достаточно весомый сигнал рынку, что страны готовы обсуждать положение, страны готовы о чем-то договариваться", - заявил он.

"При этом, конечно, нужно понимать, что ожидаемый уровень заморозки вполне приемлем для основных игроков, в частности России, Саудовской Аравии, поскольку речь идет об уровне, который был рекордным по добыче за последние годы. Скорее, вопрос в том, выдержат ли страны этот уровень либо они будут добывать даже немножко меньше, нужно ли именно этот уровень поддерживать", - добавил эксперт.

В любом случае, по словам Кулагина, необходимо позитивно оценивать именно готовность представителей стран приехать в Москву, готовность обсуждать ситуацию. И, скорее всего, особенно в случае достижения договоренности и поддержания ее всеми участниками, эта встреча окажет повышательный эффект на нефтяные цены.

Говоря о конкретной повестке встречи, начальник Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН сообщил, что ключевым ее вопросом станут объемы добычи в тех странах, которые являются некоторыми джокерами, - в Ираке и Иране, а также в США.

Также участникам встречи нужно обсудить ситуацию в мировой экономике, в частности, в Китае. "Вопрос в том, насколько драйверы роста спроса на нефть, которые фактически весь XXI век давали быстрое повышение, способны работать дальше таким же образом. То есть, с одной стороны, следует обсудить перспективы именно этого года, сверить часы по оценкам рынков. А с другой стороны, можно посмотреть на более долговременную перспективу: что будет с мировым спросом в следующем году, через 5 лет, как логично на эти ситуации реагировать", - объяснил эксперт.

"Также, я думаю, пойдет речь о привлекательной, приемлемой для всех цене на нефть. То есть, если страны будут принимать меры по сдерживанию добычи, то до какой степени эти меры будут приниматься - до того, как цена выйдет на уровень $50, $60, $70 или выше? Пока все склоняются к $60", - добавил Кулагин.

Наконец, по его мнению, на встрече будет рассматриваться вопрос, в каком формате способны совместно работать не только страны ОПЕК, но и страны, которые не входят в картель, в частности, Россия; насколько экспортеры смогут согласовать свои позиции. "Возможно, следует проводить совместные встречи с определенной периодичностью, или во встречах ОПЕК могут участвовать другие производители", - предположил аналитик.

"Фактически, речь пойдет о формате сотрудничества на будущее и механизмах влияния на рынок", - подытожил начальник Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН.

Кулагин подчеркнул, что власти стран-производителей вполне способны прийти к договоренности. Но для этого им придется определиться, какую позицию относительно возможностей влияния на рынок нефти они займут. "Например, в Саудовской Аравии еще с конца 2014 года активно обсуждали два варианта развития событий. Одни специалисты говорили, что надо удерживать минимальные цены, чтобы не потерять рынок, а может, и захватить большую долю. Другие утверждали, что, наоборот, нужно вернуться к практике квотирования, чтобы поднять цены", - поведал он.

"Пока наиболее приемлемый вариант - это не квотировать добычу, не сокращать ее, а просто сдержать ее на некотором уровне, чтобы не потерять, с одной стороны, рынки, а с другой стороны, плавно скорректировать цены на нефть. То есть, это именно плавное влияние на рынок. Раньше, когда было квотирование, уровень добычи сокращали одномоментно, это было оперативное влияние, и сразу оно приводило рынок в чувство. Сдерживание добычи - это постепенный эффект, который будет виден на протяжении нескольких месяцев, а скорее, даже года: если смотреть на текущий уровень добычи, то именно год понадобится, чтобы прирост спроса компенсировал тот переизбыток, который есть сегодня на рынке", - заключил Вячеслав Кулагин.

15165 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября