Объем финансирования программы развития Северного Кавказа до 2020 года составит 150 млрд рублей, - заявил сегодня на заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северокавказского федерального округа премьер-министр России Дмитрий Медведев.
Планируется, что эти средства в первую очередь будут использоваться для стимулирования реального сектора, а также для реализации крупных межрегиональных проектов. В частности, для каждого из семи регионов округа будут разработаны отдельные подпрограммы с учетом промышленной и сельскохозяйственной специализации и состояния рынка труда. "Условия получения бюджетного финансирования будут едиными для всех. Нам нужен абсолютно понятный механизм оценки и отбора таких проектов. Тогда мы, во-первых, сможем обеспечить эффективное использование и возврат бюджетных средств. Ну и, во-вторых, в такие проекты будут лучше вкладываться частные инвесторы", - подытожил российский премьер.
Старший научный сотрудник Центра региональных исследований и урбанистики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Константин Казенин в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" подчеркнул, что ключевой целью в удовлетворении нужд регионов СКФО должны стать изменения институционального плана.
"Сейчас мы видим очень большой разрыв на Кавказе между всем тем, что связано с госбюджетом, будь то экономика, инвестиционные проекты или просто государственное финансирование тех или иных видов деятельности, и всем тем, что от бюджетного "пирога" отлучено. В отличие от многих регионов центральной России, эта отлученная от бюджета часть Северного Кавказа активна, она занимается предпринимательством, реальным сектором экономики, в значительной степени сельским хозяйством, но есть, к примеру, обувная промышленность в Махачкале, текстильная отрасль в Карачаево-Черкесии, существующие независимо от государства и так далее, которые существуют абсолютно помимо государства, часто в теневом или полутеневом виде, что затрудняет их развитие", - в первую очередь обратил внимание Казенин.
"На мой взгляд, важно помочь именно этому самостоятельному предпринимательству, реальному сектору, который действительно есть, развиваться, причем в более нормальных правилах игры. Для этого нужна, прежде всего, политическая воля и изменения скорее тех подходов к Северному Кавказу, которые у нас сложились. Оценивать значительность плана федеральных властей по цифре в 150 млрд рублей не стоит, поскольку мы все хорошо знаем, что очень большая сумма может быть выделена под неэффективный проект, и нужды региона, для которого этот проект разрабатывался, несмотря на величину суммы, удовлетворены не будут", - отметил эксперт.
По его оценке, регионы СКФО по-прежнему в значительной степени нуждаются в господдержке. "Можно сопоставить и обнаружить, что, скажем, ситуация на востоке Кавказа хуже, чем на западе, условно говоря, но надо понимать, что в ряде регионов местные власти были очень увлечены снижением доли федерального финансирования в расходной части бюджета, и эти статистические данные не всегда отражают реальность. Если же говорить о том, какие регионы могли бы существовать за счет своего предпринимательства и правительства, то все, так или иначе, могли бы. Конечно, в Дагестане и Карачаево-Черкесии самостоятельность, не зависящая от федерального финансирования экономики, побольше, чем в Чечне и в Ингушетии, но проблема в том, что эта самостоятельность, где она есть, во многом теневая, живет в полуофициальном виде. Заниматься в первую очередь нужно именно этим", - заключил Константин Казенин.
Член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, журналист Максим Шевченко заметил, что главное в федеральном плане поддержки экономики Северного Кавказа - кто будет контролировать расходование денег. "До сих пор бюджетные поступления, за редким исключением, уходили к северокавказской номенклатуре и приближенным к ней родственникам. Посмотрим, сумеет ли сейчас защитить федеральный центр эти 150 млрд рублей, в принципе, не очень большую сумму, от безнаказанного разграбления, которому на виду у всего северокавказского региона подвергалось большинство денег, поступавших из федерального центра в предыдущие годы", - заявил он.
В связи с этим эксперт подчеркнул, что господдержку следует направлять тем республикам, в которых правящие элиты были освобождены от коррупционных и криминальных элементов. "Такие республики есть. При этом все равно лучше деньги выделять не субъектам напрямую, а через СКФО или Министерство Северного Кавказа, а уже министерство должно работать с мегапроектами, в зависимости от того, на что выделяют эти 150 млрд рублей. Конечно, на социальные расходы, школы, пенсии этих денег надолго не хватит, но если на них построят новые дороги, создадут новые рабочие места, уберут мусорные свалки, в частности, организуют в Карачаево-Черкесии мусороперерабатывающий завод, то тогда они будут потрачены с толком. Я против того, чтобы эти деньги выделялись напрямую регионам: средства должны получать федеральные ведомства, контролируя расход каждого рубля и работая над инфраструктурным развитием региона", - заключил Максим Шевченко.