Проект "Турецкого потока" оказался невыгоден для Сербии, и страна не видит возможностей для его реализации на своей территории, заявил в интервью "Интерфаксу" сербский президент Томислав Николич. Он пояснил, что "Южный поток" по всем условиям был намного более удобен для страны.
"В случае реализации "Южного потока" мы должны были быть транзитной страной, через которую газ бы поставлялся в ЕС, и прибыль от транзита газа была бы значительной. Была достигнута договоренность о том, что российская сторона на кредитной основе будет финансировать строительство "Южного потока" на территории Сербии, а мы будем погашать этот кредит из доходов от транзита газа. Если для Евросоюза проблемой был "Южный поток", то, я уверен, ЕС не позволит, чтобы так называемый "Турецкий поток" прошел через Сербию", - ожидает Николич.
"Этот трубопровод должен пойти из Греции в Сербию, но в этом случае сербская сторона должна будет сама финансировать строительство своего участка трубопровода, не будет транзитной страной и будет покупать газ как простой потребитель. Я думаю, что реализация "Турецкого потока" невозможна, и из этого направления мы газ получать не будем. При этом я не очень уверен в том, что мы сможем получать газ из Болгарии, как это обещали в ЕС. Так что "Южный поток" был очень важен для энергобезопасности Сербии, и отказ от его реализации станет большой проблемой для нас", - подчеркнул глава государства.
Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" обратил внимание на значительность подобного заявления в контексте российско-сербских отношений, "поскольку все предыдущие годы Сербия была ключевым участником "Южного потока" и рассматривалась как желательный участник "Турецкого потока"".
"Без Сербии реализация проекта "Турецкого потока" невозможна в силу географических причин, поскольку по ее территории можно провести газопровод как из Греции, так и из Болгарии, и, если Сербия действительно отказывается от участия в проекте, он просто не будет реализован. Я думаю, сейчас речь о том, что конфигурация "Турецкого потока" еще не сложилась, под ним понимается, в основном, газопровод, состоящий из подводной части в Черном море и небольшого участка на турецкой территории, а его некое европейское продолжение через ЕС в Сербию и дальше в Венгрию пока не имеет названия", - отметил эксперт.
По его оценке, Сербия не отказывается от участия в проекте, но заявляет об отсутствии финансов на его реализацию. "Вряд ли это связано с давлением со стороны Евросоюза, хотя оно, безусловно, есть. Сербия попросту не готова финансировать строительство газопровода самостоятельно, собственно, она и не собиралась этого делать. Возможно, так она пытается надавить на Россию, учитывая, что, "Газпром" предпочитает переложить финансирование европейской части газопровода на страны, через которые он будет проходить. Сербию, очевидно, такой доход вряд ли устроит в силу достаточно тяжелой экономической ситуации, в стране же в этом году ожидается падение ВВП", - обратил внимание Белогорьев.
Руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Алексей Кузнецов, в свою очередь, полагает, что "Газпром" не придает значения тому, как будет реализована европейская часть газопровода. "Вообще, "Турецкий поток" потому так и назван, что это трубопровод до Турции. Сам отказ от "Южного потока" был связан с тем, что труба шла по территории стран ЕС и тех стран, которые планируют рано или поздно вступить в Евросоюз; и "Турецкий поток", как он существует сегодня, - это проект по транспортировке российского сырья до границы с ЕС по турецким землям. Что будет дальше – это проблема ЕС и их союзников. Видимо, Сербия выбирает для себя стратегию зависимой от Евросоюза территории, что показали и события недавнего прошлого, когда многие страны ЕС признали Косово независимым государством, а сама Сербия, фактически, смирилась с этим", - напомнил он.
Эксперт выразил уверенность в том, что, несмотря на какие бы то ни было заявления и политическое давление, европейцы не смогут обойтись в конечном счете без российского газа. "При этом Турция станет новым ключевым транзитером вместо Украины. Сербия все равно будет покупать российский газ. Не участвуя на частной инвестиционной стадии, не строя себе инфраструктуру, они лишь усложняют себе жизнь и напрасно рассчитывают, что, идя на поводу у ЕС, смогут хорошо устроиться. В действительности Сербия понесет в будущем определенные убытки", - считает Кузнецов.