Министр иностранных дел России Сергей Лавров по итогам переговоров с иранским коллегой Мохаммадом Джавадом Зарифом заявил, что РФ и Иран договорились работать со всеми сторонами Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), кроме США, а также призвал европейских партнеров выполнить свои обязательства перед Ираном.
Москва и Тегеран будут искать пути обхода санкций США для развития торговых связей, отметил он. "У нас неплохо развивается торгово-инвестиционное сотрудничество", - констатировал Лавров. При этом он указал, что сотрудничеству мешают "нелегитимные санкции, которые США в одностороннем порядке в обход Совета Безопасности ООН вводят и добиваются их экстерриториального применения".
Россия подтвердила приверженность тому, чтобы продвигать двустороннее экономическое взаимодействие и "искать эффективные пути, которые были бы не подвластны этим неприемлемым нелегитимным американским ограничениям", заявил глава МИД РФ.
По его мнению, США не вернутся к выполнению ядерной сделки. "Можно потребовать от США возвращения к СВПД, но это будет пропагандистская акция", - полагает Лавров. "Этого не произойдет", - цитирует его ТАСС.
Как отметил руководитель российского дипведомства, Москва считает, что европейские партнеры должны выполнить свои обязательства перед Ираном по СВПД. Россия привержена взятым на себя конкретным обязательствам по выполнению СВПД, указал он. "Рассчитываем, что и наши коллеги, прежде всего европейцы, которые вызвались найти решение проблемы, созданной американцами, свои обещания выполнят", - подчеркнул глава МИД РФ. Оставшиеся участники иранской ядерной сделки проведут консультации, однако скорой встречи министров Лавров не ожидает.
Также он сообщил, что Россия призывает ЕС сделать выводы из ситуации вокруг малоэффективной работы механизма по расчетам с Ираном INSTEX. Для ИРИ важно, чтобы INSTEX позволял ему экспортировать нефть, указал Лавров, добавив, что РФ это поддерживает. "Это абсолютно законное требование, которое закреплено в СВПД", - обратил внимание глава МИД.
Уход Ирана из Сирии под давлением США он назвал нереалистичным. "Мы слышим регулярные заявления Соединенных Штатов о необходимости прекратить какое-либо иранское влияние не только в Сирии, но и в регионе", - напомнил Лавров. "То, что это нереалистично и не имеет каких-либо шансов на то, чтобы считаться серьезной политикой, очевидно всем", - заключил глава российского дипведомства.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, Европа могла бы пойти на несколько шагов. "Во-первых, европейцы могли бы не использовать доллар как валюту при покупке иранской нефти. Во-вторых, выстроить механизм обезличивания иранских поставок через создание цепочки мелких компаний, не имеющих никакой собственности в США и никаких связей с американцами, чтобы эти компании в конечном итоге перепродавали друг другу иранскую нефть, а дальше ее покупали конечные потребители, цепочку до которых отследить будет очень сложно. И такие планы европейцами разрабатывались – однако на эту схему никто так и не пошел, поскольку у покупателей нет уверенности в ее защищенности, то есть в том, что американцы не введут против них санкции, несмотря на все ухищрения", - обратил внимание он.
"Здесь сложный вопрос – ради чего европейские компании должны рисковать своими деньгами, покупая иранскую нефть, когда они могут найти альтернативу и какой-то катастрофы при отсутствии иранской нефти на европейском рынке не возникнет? Иран должен давать колоссальные скидки (грубо говоря, продавать по $20 за баррель, если средняя цена $70 за баррель), чтобы кто-то в Европе решился на подобные меры. В конечном счете, механизм INSTEX не работает ровно потому, что покупатели не хотят рисковать и не верят в европейские гарантии. Все понимают, что НПЗ, покупающий иранскую нефть – это не маленькая компания в цепочке других перепродавцов, – и что американцы будут тщательно следить, откуда на такие НПЗ поступает нефть. Как только у них появятся сомнения, они просто заподозрят, что это иранская нефть, США не будут проводить большого разбирательства – просто наложат санкции и все, а уже потом европейская компания будет доказывать, что нефть на ее заводах не иранская", - пояснил Игорь Юшков.
"Именно такой легкий подход со стороны США к санкционному давлению и пугает потребителей, заставляя их отказываться от иранской нефти. По крайней мере, объемы ее закупки станут в разы меньше, чем в досанкционную эпоху. Какие-то объемы все равно будут поступать на европейский рынок, а также уходить в Китай и Индию по серым схемам, то есть когда Иран загружает танкер, он выходит без опознавательных сигналов в море, а там нефть перегружается в другой танкер с отключенным оборудованием. Но, в любом случае, эти объемы будут значительно меньше, чем экспорт Ирана до санкций", - заключил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.