Вестник Кавказа

Регион задыхается без Военно-грузинской дороги

Сель, сошедший 17 мая в Дарьяльское ущелье, не только перекрыл и разрушил Военно-грузинскую дорогу и запрудил Терек, но и существенно повлиял на экономику региона в целом: пострадали и Россия, и Грузия, и Армения, и Турция, так как именно через КПП "Верхний Ларс", закрытый на неопределенное время из-за селя, шел постоянный поток грузов как российско-грузинского товарооборота, так и армянского и турецкого транзита. О влиянии масштабной природной катастрофы на региональные государства рассказали "Вестнику Кавказа" эксперты-экономисты Ираклий Леквинадзе и Георгий Хухашвили.

Директор "Джорджиан Бизнес Инсайт" (BPI) Ираклий Леквинадзе в первую очередь обратил внимание на экономическое значение Военно-грузинской дороги, переставшей функционировать после схода селя. "Это очень важная дорога для Грузии, но не только потому, что она соединяет нас с Россией. Это еще и популярный транзитный маршрут. Военно-грузинской дорогой пользуются экспортеры из Армении и из Турции, российская продукция также попадает в Армению и иные страны региона через "Верхний Ларс", - напомнил эксперт, оценив ежесуточные потери для одной лишь Грузии в $3-4 млн.

"Но убытки несет не только Грузия. Растут затраты всех экспортеров, прежде ездивших по Военно-грузинской дороге – самому короткому пути для экспорта армянских и турецких продуктов, - а сейчас вынужденных искать альтернативные маршруты. Кроме того, на строительство инфрастуктуры в том районе были потрачены значительные средства, и едва ли не столько же придется вложить в восстановление маршрута. Поэтому, конечно, грузинская экономика терпит ущерб из-за этого происшествия", - признал Ираклий Леквинадзе.

Бывший советник премьер-министра Грузии Георгий Хухашвили заметил, что, несмотря на прямой и косвенный ущерб для Грузии, не стоит драматизировать ситуацию. "Однозначно, это драма, в первую очередь, человеческая, но что касается экономической составляющей, я бы, хотя урон и внушительный, не стал бы его преувеличивать. Привязка к северному направлению товарооборота для грузинской экономики сегодня не так уж велика, чтобы говорить о каких-то долгосрочных последствиях катастрофы. Но и отрицать ущерба не буду", - сказал он.

По оценке Хухашвили, куда больший вред сель в Дарьяльском ущелье причинил экономике Армении. "Я думаю, что больше всего из-за потери регулярного автодорожного сообщения с Россией пострадала армянская сторона, потому что именно Армения наиболее интенсивно пользовалась этим маршрутом. У Грузии в данном случае есть то преимущество, что она может направлять грузы в Россию через Азербайджан, то есть присутствует маршрутная альтернатива, пусть пока что слабая. А для Армении азербайджанская граница закрыта. В целом экономические отношения Грузии и России на данный момент не находятся на настолько высоком уровне, чтобы говорить о каких-то системных проблемах в связи с этим, в отличие от Армении", - подчеркнул он.

Напомним, что Министерство регионального развития и инфраструктуры Грузии планировало закончить первый этап восстановительных работ на Военно-грузинской дороге к концу прошлой недели (в том числе должна была быть запущена временная трасса для автомобилей), однако подземные толчки, зафиксированные на Казбеке, вынудили в прошлую пятницу провести срочную эвакуацию рабочих и спецтехники. В настоящее время работа возобновлена, однако сроки открытия КПП "Верхний Ларс" до сих пор не определены.

34390 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября