Европейский союз принял накануне решение отложить на некоторое время вопрос о визовой либерализации с Грузией. В частности, против установления безвизового режима между Евросоюзом и Грузией выступили лидеры Европы - Франция и Германия.
"Мы не хотим останавливать весь процесс. Мы просто хотим быть более осторожными", - цитирует дипломатические источники агентство Reuters.
Ожидается, что к грузинскому вопросу европейские дипломаты вернутся на следующей неделе, прежде чем приступить к переговорам по либерализации с Украиной.
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" руководитель Института стратегии управления Петре Мамрадзе в первую очередь обратил внимание на то, что население стран Европейского союза достаточно негативно относится к тому, что гражданам других государств становится проще приезжать на территорию Евросоюза. "Европарламентарии хорошо знают общественные настроения, поэтому им нелегко решиться на либерализацию. Опасения граждан Евросоюза прежде всего связаны с регионами, откуда, по их мнению, могут приехать террористы, радикальные мусульмане и так далее. Так что, с одной стороны, в страны ЕС подобным неорганизованным способом приезжают более миллиона беженцев, среди которых может быть немало террористов. А с другой стороны, с некоторыми государствами уже подписано соглашение об ассоциации, налажены торговые связи. Грузинские политики находят оправдание в том, что кто-то заболел, кто-то не пришел и не принял участие в голосовании, но мне кажется, что это не соответствует действительности. Тем более, что в некоторых странах открыто высказываются в пользу того, что лучше повременить с либерализацией и быть осторожнее", - рассказал политолог.
При этом он отметил, что в Грузии не придают большой значимости визовой либерализации с Европой. "Новое правительство и лично Георгий Квирикашвили, будучи еще министром иностранных дел, а потом уже став премьером, неоднократно разъяснял, что либерализация не предоставит ни права на работу и учебу, ни рабочих мест. У кого есть деньги, те могут, конечно, поехать и провести три месяца из шести. Так что тут особых ожиданий в связи с этим нет, люди разобрались. Ведь многие работают в Европе. Работают в том числе нелегально, теми же сиделками, и знают, как это сложно и трудно, поэтому ажиотажа нет. Но, с другой стороны, это еще один камушек в стенку разочарования Западом и Евросоюзом", - поведал эксперт.
Также он отметил, что это событие практически никак не повлияет на расклад в преддверии выборов. "Конечно, сторонники Саакашвили особенно, группа Аласании, те же республиканцы, будут говорить, что, если бы коалиция "Мечта" действительно была бы прозападно настроенной, то обязательно получили бы либерализацию, а сейчас не получили потому-то и потому-то. Это будет. Но у них у всех вместе сейчас настолько низкий рейтинг, что особого вклада они своим черным пиаром не внесут, тем более, что это будет несправедливым, люди это понимают", - резюмировал Петре Мамрадзе.
В свою очередь, член "Экспертного клуба Грузии" Вахтанг Маисая объяснил решение Евросоюза отложить либерализацию визового режима с Грузией близящимися парламентскими выборами. "Этого и следовало ожидать. Я не удивлен, потому что на пороге парламентские выборы в Грузии, и, естественно, все будут ждать, как они пройдут. То есть, Грузия, по мнению Европарламента, должна пройти еще один тест на уровень демократического развития. И уже после выборов этот вопрос, надеюсь, будет в полном объеме урегулирован", - пояснил он.
Эксперт отметил, что такое решение ЕС может заметно повлиять на настроения грузинского общества, особенно в контексте возможности вступления Грузии в НАТО. "У некоторых слоев населения Грузии могут появиться пессимистические нотки в отношении Евросоюза и евроинтеграции, и это печально. Либерализация виз активно обсуждалась, это был один из ключевых факторов привлекательности ЕС для грузинского общества", - поведал член "Экспертного клуба Грузии".
Маисая указал, что перенесение либерализаци визового режима создает определенные проблемы для жителей Грузии, и привел в пример себя. "Например, я преподаю в одном из университетов ЕС. В октябре у меня кончается виза, и я думал, что мне больше не придется ее получать, чтобы поехать туда читать лекции. А сейчас, выходит, я опять должен обратиться в посольство одной из стран Евросоюза, чтобы мне дали долговременную шенгенскую визу", - рассказал эксперт.
"Многие, естественно, рассчитывали, что визовая либерализация даст им возможность чаще ездить в Европу, причем не только с туристическими целями, но и для лечения, участия в серьезных мероприятиях, чтения лекций и так далее", - добавил он.
Более того, по мнению члена "Экспертного клуба Грузии", решение Евросоюза отразится на результатах парламентских выборов, поскольку они проходят под знаком внешнеполитической ориентации страны. "Здесь уже встает вопрос не о внутриполитическом развитии Грузии, а о ее внешнеполитической ориентации. Это будет прослеживаться в предвыборных кампаниях, которые начнутся с 8 июня, и это будет иметь серьезное влияние, потому что грузинское общество очень ждало этого решения ЕС", - пояснил Вахтанг Маисая.
Глава Центра изучения вопросов безопасности и международных отношений Ника Читадзе напомнил, что Евросоюз представляет собой не единое государство, а международную региональную организацию. "Это не один субъект, а 28 субъектов, стран-членов Евросоюза, соответственно, принятие решений, в том числе по вопросу визовой либерализации, осуществляется путем консенсуса. Не очень легко, чтобы все 28 стран достигли консенсуса: есть страны, которые требуют определенной оговорки при предоставлении безвизового режима для граждан Грузии", - поведал он.
Читадзе пояснил, что, в частности, Германия и Франция ранее выступали с инициативой поправки, согласно которой в случае нарушения сроков пребывания на территории стран Шенгенской зоны становилась возможной отмена безвизового режима для граждан Грузии. "Возможно, этот вопрос снова стоит на повестке дня, так как некоторые страны опасаются незаконной миграции. Так что, вероятно, на данном этапе идет выработка новых требований для Грузии, чтобы в конечном итоге достигнуть соглашения между Тбилиси и Брюсселем", - заявил глава Центра изучения вопросов безопасности и международных отношений.
"Я думаю, что визовая либерализация – это вопрос времени", - подчеркнул Ника Читадзе.
Говоря о том, не теряется ли для грузинских граждан значимость визовой либерализации с Европой из-за того, что она постоянно откладывается, эксперт привел данные опросов Национального демократического института и Международного республиканского института, которые свидетельствуют об обратном. "Так, в Грузии выросло число тех, кто поддерживает европейскую интеграцию, но пока это не отражено нормативно. Если этот процесс будет продолжаться, то, может быть, определенное число грузинских граждан будет скептически настроено, но большинство по-прежнему будет поддерживать интеграцию с Европейским союзом. В качестве примера можно привести НАТО. В 2008 году во время Бухарестского саммита Грузии было дано обещание, что она обязательно станет членом НАТО. Прошло уже 8 лет, но Грузия пока что даже не может получить плана действия. Несмотря на это, по социологическим опросам, 70% жителей Грузии поддерживают вступление страны в Североатлантический альянс. Да, может быть у тех лиц, которые не поддерживают вступление Грузии в НАТО, возник скептицизм, однако 70% населения это поддерживают. То же самое касается и Евросоюза. Незначительный скептицизм в отношении Евросоюза может быть, но все же большинство поддержит интеграцию, как это было в случае с НАТО. Так что радикальных изменений здесь не ожидается", - заключил Ника Читадзе.